Буклет агрессивный ребенок как ему помочь

Презентация «Информационный буклет по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Как человек большой или маленький может почувствовать и понять самого себя, окружающих, найти свое место в этом мире? Через что? Общение.

Презентация «Буклет «Агрессивный ребенок»

Предлагаю вашему вниманию Буклет для родителейАгрессивный ребенок“. В своей деятельности часто использую такую форму просвещения родителей как Буклеты. Привлекательна она тем, что в доступной форме родители могут получить для себя ответы на интересующие их вопросы. Стараюсь оформлять Буклеты так, чтобы они были яркие, привлекательные, доступные для ознакомления, несущие в себе максимум информации.

Также использую Буклеты,приуроченные к праздникам – к дню Матери, к дню Защитника Отечества, к празднику 8 марта. Родителям приятно прочитать в праздничный день стихотворения, предназначенные только им.

Перед родительскими собраниями также готовлю небольшие Буклетики на интересующие родителей темы.

Буду рада, если мой Буклет будет использоваться вами в работе.

Обязательно буду знакомить вас со своими наработками. Благодарю за внимание.

Прикреплённые файлы:

Консультация для родителей «Мой ребенок агрессивный — что делать?» Мой ребенок агрессивный – что делать? Проблема детской и подростковой агрессии в последние годы стала одной из самых актуальных. Основные.

Консультация «Если ребенок агрессивный» Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей,.

Презентация «Информационный буклет по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Как человек большой или маленький может почувствовать и понять самого себя, окружающих, найти свое место в этом мире? Через что? Общение.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Признаки агрессивности: – по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем; – по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок — какой он?» Каждый, кто хоть раз общался с детьми, наверное, имел дело с проявлениями детской агрессии. Для взрослых такое детское поведение представляет.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Консультация для родителей на тему: “Агрессивный ребенок” Воспитатель: Лукина Я. Г. Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Общение с родителями “Агрессивный ребенок. ” Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию.

Презентация проектно-исследовательской работы «Каждый ребенок имеет право» Защита проектно-исследовательской работы «Каждый ребенок имеет право…» 1 слайд «Я – ребёнок, я – человек» Выходят 2 ученика. 1 ученик.

Родительское собрание «Агрессивный ребенок» Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня.

Современный ребенок — коммуникативный ребенок Современный ребёнок – коммуникативный ребёнок. Коммуникативность, как одна из задач развития речи детей особую важность приобретает в настоящее.

Упражнения, направленные на обучение ребенка способам разрядки агрессивности и гнева:

Скачать:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

7. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Однако, все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет вам, родители, наладить взаимоотношения с ребенком.

Упражнения, направленные на обучение ребенка способам разрядки агрессивности и гнева:

3. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, затем бумагу скомкать и выбросить.

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних » Ивнянского района Белгородской области

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: “Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)”. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим “ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив, развивают в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

1. Часто (по сравнению с поведением других детей) теряет контроль над собой.

3. Намеренно раздражает взрослых, отказывается выполнять их требования.

7. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество выше-упомянутых признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

1. Угрожает другим людям (вербально, взглядом или жестом).

3. Использует в драках предметы, которые могут ранить.

4. Физически жесток по отношению к людям и животным.

5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.

В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6 месяцев и более одновременно проявляются как минимум 2-3 критерия.

Помните, что и слово может ранить малыша, а родительское игнорирование и демонстративное равнодушие, может вовсе нанести неповторимый ущерб вашим отношениям, серьёзную психическую травму ребёнку.

Буклет для родителей “Маленький агрессор”

Когда у ребёнка нет видимых причин для агрессии, а он её проявляет спонтанно и часто, наслаждаясь собственным искусством демонстрации, то родителям непременно нужно обратиться за помощью к психологу или психоневрологу.

Как НАДО вести себя родителям с агрессивным ребёнком

Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди окружения, помня, что ребёнок в своём поведении чаще подражает взрослым, видит всё и наблюдает;

Что-то требуя от ребёнка, не завышать требований, учитывать его возрастные возможности;

Не пытайтесь немедленно сделать из ребёнка то, что вы хотели бы иметь или видеть;

Попытайтесь погасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в другое полезное дело;

Принимайте ребёнка таким, каков он есть, и любите его со всеми особенностями и недостатками;

Дайте понять ему, что он любим, даже, если в семье появился другой ребёнок (новорождённый или гость), создайте атмосферу принятия каждого;

Научите ребёнка общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в новый коллектив;

При конфликте между детьми главное – не нравоучения, не разъяснения, не разбирательства: кто прав, а кто виноват, а успеть предотвратить удар;

Помните, что и слово может ранить малыша, а родительское игнорирование и демонстративное равнодушие, может вовсе нанести неповторимый ущерб вашим отношениям, серьёзную психическую травму ребёнку.

Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует низкую самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром;

Использовать агрессивные методы воспитания и наказания: шлепки, подзатыльники, ремень, угол.

Позволять ребёнку даже нарочно «стрелять» во взрослых рогаткой, игрушечным пистолетом;

Позволять смеяться над недостатками сверстников или взрослых;

Преднамеренно «разжигать» романтические или ревностные чувства к одному из родителей или другим членам семьи;

Три года – это кризис в развитии личности ребенка. Связан он с тем, что ребенок начинает искать свое место среди остальных людей. Он все время экспериментирует с границами дозволенного. Проявляется крик в том, что все стремится делать сам. Самостоятельные устремления ребенка не соответствуют приобретенному опыту и навыкам. Ребенок, стремясь повторить то, что делают взрослые, как правило, сталкивается с тем, что у него многое не получается. Родителям важно понимать, что происходит, и стараться помочь малышу в освоении неизвестных действий. Это отнимает много времени, сил, но другого способа научить ребенка жить нет.

Буклет "Что делать, если ребенок агрессивен?"

Буклет предназначен для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. В данном буклете кратко раскрывается проблемма агрессивного поведения в дошкольном возрасте, а также обозначенны основные принципы оющения с агрессивными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Буклет “Что делать, если ребенок агрессивен?”»

Агрессия наших детей – это всегда крик о помощи. Дети, как и все другие люди, имеют право на любое человеческое чувство, в том числе и на агрессию.

Три года – это кризис в развитии личности ребенка. Связан он с тем, что ребенок начинает искать свое место среди остальных людей. Он все время экспериментирует с границами дозволенного. Проявляется крик в том, что все стремится делать сам. Самостоятельные устремления ребенка не соответствуют приобретенному опыту и навыкам. Ребенок, стремясь повторить то, что делают взрослые, как правило, сталкивается с тем, что у него многое не получается. Родителям важно понимать, что происходит, и стараться помочь малышу в освоении неизвестных действий. Это отнимает много времени, сил, но другого способа научить ребенка жить нет.

Конечно, проявления этого необходимого криза приносить много хлопот: с детьми в этом возрасте очень трудно договорится, они говорят "нет" на любое наше предложение. Любое действие или явление, нарушающие вольно или невольно планы ребенка, вызывают приступы настоящей ярости. В этом возрасте дети могут кидаться на родителей и близких буквально с кулаками. Именно трехлетки часто говорят родителям, что ненавидят их.

В три года уже можно учить ребенка выражать свое недовольство словами. Как это сделать?

Надо обращать внимание ребенка на его собственное поведение. Когда ребенок замахивается на маму, мама должна обязательно остановить агрессию, то есть буквально взять за руку, но читать нотации в этом возрасте бесполезно. В ответ на агрессивные действия или слова родители могут говорить: " Я понимаю твои чувства, вижу, что ты сейчас обижен и расстроен. Со мной такое тоже бывает. Но считаю, что неправильно драться или обзываться. Давай лучше успокоимся и поговорим", – и постарайтесь переключить ребенка на какое-то другое занятие или объект. Конечно, нет никакой гарантии, что ребенок в ту же секунду перестанет злиться. Но будьте уверены, он "считает" ваше поведение, ваш способ реагирования на чужую агрессию и когда-нибудь им воспользуется.

Ситуация обостряется тем, что именно в этом возрасте большинство детей попадают в детский сад.

Это серьезное испытание практически для каждого ребенка.

Неизвестное страшит, а страх вызывает агрессию. Часто можно наблюдать, как трехлетний малыш вырывается, плачет, кусается, когда его ведут в детский сад. Иногда он вполне спокойно переносит первые дни новой жизни, потому, что его уговорили. Но когда ребенок понимает, что это – на всю оставшуюся жизнь, он может испытывать крайнее неудовлетворение, а значит, и стать агрессивным.

Наиболее сильную и глубокую агрессивную реакцию на детский сад проявляют дети, чересчур зависимые от матери.

Как правило, психологи спокойно относятся к агрессии дошкольников, возникающей в процессе их общения. Многие из них считают, что родителям, если дело не идет к серьезной драке, вообще не стоит вмешиваться в ссоры малолетних играющих детей. Единственное, о чем все же стоит позаботиться, – уже в этом возрасте учить ребенка осознавать свои негативные чувства и эмоции и выражать их многими способами, то есть не только с помощью кулака, но и словами, жестами, молчанием, при помощи юмора. Как мы уже говорили, научить этому можно единственным способом: самим разнообразно и конструктивно реагировать на агрессию.

У чувствительных, со слабым типом нервной системы детей может возникнуть еще одна форма защиты: самоагрессия. Выражается она в приступах самобичевания в случае неудачи: я плохая, я глупая, раз у меня ничего не получается. Некоторые дети могут даже бить себя по рукам или кусать. Это серьезный сигнал для родителей: скорее всего он означает, что ребенку тяжело тащить груз надежд, которые вы на него возложили. Так выражают свое крайнее неудовольствие чересчур загруженные дети, лишенные возможности даже играть, сколько и когда хотят. Самоагрессия разрушительно действует на развивающуюся личность и в лучшем случае может положить начало серьезным комплексам неполноценности, а в худшем – стать причиной настоящего психического заболевания. Чаще всего это выливается в бесконечные соматические заболевания.

Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;

Дайте ребенку возможность свою агрессию, выместить на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать "портрет" его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;

Показать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелесные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести";

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас;

Пусть ребенок остается один в комнате и выскажет все, что накопилось в адрес того, кто его раздражает;

Дать ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что – то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти;

Можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее;

Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

Обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

Обсуждать с ребенком на кого он хочет быть похож, какие качества характера, его привлекают, а какие нет;

Следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их "ярлыками", возможно, он повторяет ваши действия;

Быть готовым внимательно выслушивать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

Поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает, научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить по полу, а руками по подушкам с громким криком "Уходи, злость, уходи!" Упражнение продолжается 3 мин., затем участники по команде взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку – 3 мин.

Предостережение: следите, чтобы ударяя ручками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

Дайте ребенку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко – крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации.

Буклет составила Матушкина Н. Г. педагог-психолог МБДОУ № 271

Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребёнку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».

Детская агрессия

агрессивный ребенок

Проблема агрессии волнует многих родителей, педагогов, врачей и психологов. Что же такое агрессия?

Агрессия – форма поведения, которая причиняет вред человеку, животному или предмету.

Часто теряет контроль над собой Часто спорит, ругается с взрослыми Часто отказывается выполнять правила Часто специально раздражает людей Часто винит других в своих ошибках Часто сердится и отказывается сделать что-либо Часто завистлив, мстителен Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребёнку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».

Временами кажется, что в него вселился злой дух. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение Он не прочь подразнить животных. Переспорить его трудно Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот Часто не по возрасту ворчлив Воспринимает себя как самостоятельного и решительного Любит быть первым Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых Легко ссорится, вступает в драку Старается общаться с младшими и физически более слабыми У него редки приступы мрачной раздражительности Не считается со сверстниками, не уступает, не делится Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Причины агрессии:
    Нарушения в развитии психики, соматические заболевания; Желание самоутвердится и привлечь внимание окружения; Низкая/ высокая самооценка; Защита, страх, тревога, злость, обида, безысходность, несдержанность, месть, ревность; Плохие взаимоотношения со сверстниками; Конфликты в семье, где присутствуют неуважение, агрессивное поведение, ссоры, использование физических наказаний; Родители непоследовательно формируют нравственные качества; Просмотр передач, мультфильмов и компьютерных игр, где присутствует насилие.
Портрет агрессивного ребёнка:
    Агрессивный ребёнок чувствует себя одиноким; Все время пытается вывести из равновесия своих близких, учителей; Агрессивный ребёнок насторожен; В конфликтных ситуация не считает себя виновным; Ребёнку не знакомо такое чувство, как сопереживание, ему безразличны чувства окружающих; – обидчивый, чувствительный, мстительный.

Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.

Инструкция: Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Отметьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния (в данном случае – гнев или злость).

Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям:

    восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному.

Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов – средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов – высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов – очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.

Танита Кэри: О чем думает ребенок? Детская психология для современных родителей

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ АГРЕССИВНЫМ ДЕТЯМ?

Способы выражения (выплёскивания) злости

Громко спеть любимую песню Пометать дротики в мишень Попрыгать на одной ноге Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом. Пускать мыльные пузыри Устроить бой с боксерской грушей или подушкой Пробежать по коридору школы, детского сада Полить цветы Быстрыми движениями руки стереть с доски Забить несколько гвоздей в мягкое бревно Погоняться за кошкой (собакой). Пробежать несколько кругов вокруг дома Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик) Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей) Постирать белье Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями Сломать несколько ненужных игрушек Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит» Стучать карандашом по парте Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать её. Помыть посуду Принять прохладный душ Послушать музыку

Игра помогает выплеснуть накопившуюся раздражительность и гнев. Эта игра может обыгрываться как в школе (педагог с детьми), так и дома (родители с ребенком). Ребенку предлагается превратиться в доброе привидение и попугать окружающих. По хлопку родителей/педагога ребенок поднимает руки согнуты в локтях, произносит звуки страшным голосом и пугает окружающих. Затем родители/педагог предлагают снова превратиться из приведения в ребенка.

Игра учит общаться со сверстниками, налаживание отношений между детьми. Коллективная игра, рассчитанная от 5 до 15 детей. Дети становятся змейкой, держаться необходимо за плечи впереди стоящего. По команде педагога паровоз начинает двигаться в разных направлениях, затем проползает между стульями, приседает, прыгает на правой/левой ноге. Основная цель игры – не разорвать и сохранить в целости паровоз.

Игра развивает чувство сопереживания, доброжелательности, отзывчивости. Дети становятся в круг. Взрослый предлагает познакомиться с зайчиком, который прибежал в гости. Ведущему необходимо задавать много наводящих вопросов: Какой зайчик? (Описание) Где живет? Что любит есть? Как необходимо общаться с зайчиком, чтобы он к нам снова прискакал? После всех ответов, взрослый подытоживает все ответы, объясняя, что нужно ласково и бережно относится к животному. Передавая игрушку по кругу, предлагается детям сказать приятные добрые ласковые слова.

Игра помогает ребенку проанализировать его поведение и поступки по отношению к окружающим. Вырезаются заранее цветы из картона. На лепестках рисуются лица с эмоциями. Малыш осматривает лепестки, затем выбирает эмоцию и описывает как часто он испытывает данные чувства, в каких ситуациях и с кем. Предлагаются данную игру проводить в течение учебного года, чтобы контролировать психоэмоциональное состояние детей.

Советы для родителей

agressiya-rebenka-infographic2

agressiya-u-rebenka-infographic7

    Наблюдайте за ребенком. Если во время игры проявляется агрессия к игрушкам или домашним животным, то необходимо задуматься и выявить причины такого поведения. Необходимо научить ребенка контролировать себя, когда вы находитесь под действием стресса. Будьте последовательным в действиях. Чаще всего, дети проявляют агрессию тогда, когда не знают, как отреагируют родители на плохое поведение. Ребенок должен знать о последствиях. Нельзя применять силы и угрозы, в порывах гнева нельзя обзывать и унижать. Ребенок – это отражение его родителей, со временем он начнет копировать ваши слова и поведение. В семье должны быть уважительные и доверительные отношения, приучайте малыша рассказывать о его чувствах, о” победах” и” поражениях”, о том, что его волнует. Следите за тем, какие фильмы, мультфильмы смотрит ваш малыш. Анализируйте с ребенком какие персонажи в мультфильмах или книгах ему нравятся и наоборот. Подавайте своему ребенку пример гуманного отношения к окружающему миру. Проявляйте любовь, заботу и внимание. Ребенок должен чувствовать, что он важен и нужен для родителей. Почаще гуляйте с ребенком. Подвижные игры помогают выплескивать негативные эмоции, освободится от накопленной лишней энергии. В работе с агрессивным ребенком необходимо набраться терпения и быть последовательными в поведении. Будьте внимательны к своему ребенку, интересуйтесь его жизнью и успех не за горами.
Буклет психолога для родителей агрессивного ребенка (СКАЧАТЬ)

buklet-agressivnoe-povedenie-detej3a

Книги в помощь детскому психологу

cover_image cover_image2

Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, ФОТОГРАФИЙ, БУКЛЕТОВ в других источниках ЗАПРЕЩЕНЫ.

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Слушайте своего ребенка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

Буклет "АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК"

Основная причина детской агрессии – неудовлетворенная потребность в любви.

Просмотр содержимого документа
«Буклет “АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК”»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственными эмоциями. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навык адекватного выражения агрессии.

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Слушайте своего ребенка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или отмените совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно). Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.

Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.), проиграйте ситуацию заранее или проговорите ее. Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т. п.

Для того чтобы устранить нежелательные вспышки агрессии у ребенка, родителям стоит уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Причины детской агрессии: от недостатка внимания – до жажды власти

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины.
Усталость. У детей из неблагополучных семей часто разбалансированы нервные процессы: когда такие дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. Совет: Если ребенок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна. Полезен теплый душ и дневной отдых (особенно летом).

Реакция На запрет взрослых, на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребенок не получает то, что ему нужно. Совет: Объясните ребенку причину запрета. Если желание ребенка просто несвоевременно, можно предложить ему какой-нибудь компромисс ("мы сделаем это, но позже").

Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это и в благополучных семьях бывает), как бы говорят: "Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!" Для них важен любой знак внимания, даже негативный. Так называемое "требование границ", когда агрессия – это сигнал взрослым: "Я не могу справиться с собой, остановите меня!" Ребенок еще не может разобраться в своих сложных чувствах, сильном внутреннем конфликте, но он нуждается в том, чтобы эти внутренние противоречия выплеснуть. В глубине души ребенок понимает, что ведет себя плохо, и на самом деле ищет того, кто бы его остановил, кто бы сделал это за него.

Страх (т. н. "защитная агрессия"). Если ребенок имеет негативный опыт отношений с людьми, он может заранее защищаться, стараясь предупредить ситуации, чем-то напоминающие ему то, что с ним уже было. Так, девочек, которые подвергались насилию со стороны мужчин, мы иногда вынуждены определять в семьи к одиноким женщинам. С мужчинами они могут вести себя агрессивно или просто не подпускать их близко.

Основная причина детской агрессии – неудовлетворенная потребность в любви.

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Профилактика детской агрессии и жестокости – памятка для родителей

профилактика детской агрессии и жестокости памятка для родителей

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем шесть месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.

Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста – психолога или врача.

За помощью к специалистам Вы можете обратиться в
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Тамбова по адресу: ул. Рабочая, 4А.

Телефон для записи на приём к специалистам: +7-4752-53‑73-38.

Наиболее распространённые причины возникновения детской агрессивности

«Агрессивность – это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви. »

Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому для него не существует родительского авторитета. У ребёнка нет положительного примера, как себя вести. Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения. Гиперопека (сверх заботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает свою накопившуюся агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели), животных, на тех, кто слабее его или на самом себе (нанося себе какие-либо повреждения). Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения ребёнка, можно надеяться на улучшение. Формируйте способности к сопереживанию и сочувствию (способности к эмпатии). Обучайте ребёнка распознавать собственные эмоциональные состояния и состояния окружающих людей. Расширяйте поведенческий репертуар ребёнка. Будьте последовательны в наказаниях ребёнка, наказывайте за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребёнка. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку). Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться. Замечайте, когда ребёнок в конфликтных ситуациях ведёт себя неагрессивно и поощряйте его за это. Отрабатывайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях. Учите ребёнка брать ответственность на себя.

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему – либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.

Не меняйте своё отношение к ребенку в зависимости от его учебных успехов.

    ребенка бьют; над ребенком издеваются; ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; родители заведомо лгут; родители пьют и устраивают дебоши; родители воспитывают ребенка двойной моралью; родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка; родители не умеют любить одинаково своих детей; родители ребенку не доверяют; родители настраивают детей друг против друга; родители не общаются со своим ребенком; вход в дом закрыт для друзей ребенка; родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку, живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

В настоящий момент в школах внедряются как отдельные элементы профилактики (индивидуальная работа с неблагополучными школьниками), так и система профилактики, предназначенная для всех участников образовательного процесса (уроки социального воспитания, тренинги по конфликтологии, круглые столы, деловые и интерактивные игры, игротерапия, сказкотерапия). В школу привлекаются узкие специалисты для работы с кризисными ситуациями, способными изменить отношение к насилию, сформировать психолого-педагогическую компетентность у детей, учителей и родителей.

Также родители могут самостоятельно заниматься коррекцией агрессивности своих детей с помощью сказкотерапии; психотехнических освобождающих игр; режиссёрских игр.

Содержание предложенных методических приемов.

Сказкотерапия – это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла.

После чтения необходимо провести беседу. Отвечая на поставленные вопросы ребёнок учится давать собственную оценку действиям и поступкам героев, становиться на место как «злых», так и «добрых» персонажей, формируя тем самым способности к эмпатии.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») – это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.

В основе агрессии лежит гнев, именно от него следует научиться освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свои чувства приемлемыми, неразрушительными способами.

Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.

Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.

Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Например, дети любят переливать воду из одной емкости в другую.

Снимает напряжение лепка из воска, пластилина, теста. Лепите фигурки, придумывайте истории с ними.

Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон – рисование красками.

"Высказаться", выплеснуть накопившуюся энергию помогут сказки и ролевые игры с игрушками. Придумывайте различные сюжеты, в том числе и те, которые имеют место в жизни вашего ребенка. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку будет легче повести себя подобным образом и в реальной жизни.

В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж), эта игра решает еще педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», – то он невольно встает на место каждого персонажа. Иными словами, помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый вариант. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.

Обращение с детьми после вспышки агрессивности.

Консультация для родителей: «Агрессивный ребенок – как ему помочь"

Детей, которые ведут себя непослушно, непосредственно, импульсивно, громко говорят, иногда нападают на других детей без видимых причин, пытаются доминировать, взрослые считают агрессивными.

Разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. Агрессия может возникать в двух случаях:

как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей; как «выученное поведение», когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, других референтных или кинематографических персонажей).

Агрессивная реакция — это своего рода борьба за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Нет такого дня, чтобы потребности ребенка не были подавлены. Агрессивная реакция из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия.

Физическая агрессия (нападение) — использование физической агрессии против другого лица. Физическая агрессивность может проявляться у детей достаточно рано. Ребенок может разъяриться. осыпать ударами, другого ребенка, нападать на ребенка младше себя или взрослого. Обычно родителей раздражает, когда дети дерутся, ссорятся. Но желание драться, щипаться, кусаться — это не признак ненормальности ребенка. Чем меньше взрослые (родители) будут реагировать на ссору или драку своих детей, тем правильнее они поступят. За исключением тех случаев, когда дети могут нанести друг другу увечья. Часто дети самостоятельно решают свои проблемы. Стоит вмешаться родителям, как один или оба ребенка непременно почувствуют себя несчастными — либо потому, что их накажут ( и тогда достанется обоим), либо потому, что их обоих накажут. Ребенок, которого ударили, начинает кричать так, как будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у обиженного возникает повод вести себя инфантильно, по-детски. Зато обидчик получает возможность немного приврать.

Согласно Дж. Лешли, чем быстрее родители вмешаются в драку, тем дети громче будут орать при следующей драке. Самое полезное, что могут сделать взрослые, помимо того, что сделают вид, как будто они ничего не видят и не слышат, — развести детей по разным углам. А утешать и разбираться, что же случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

Обращение с детьми до вспышки агрессии.

Детей надо оставить, чтобы, они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых ситуаций, и если взрослые контролируют события, это служит для детей полезным опытом. Дети поймут, что могут обойтись без взрослых в качестве арбитров.

Ребенка можно отвлечь интересным для него занятием. В том случае, когда его остановить нельзя, и нападение вот-вот состоится, наилучшая реакция взрослого — отведение руки ребенка или удержать его за плечи. Особенно если, действия родителя подкреплены резким окриком «Нельзя».

Обращение с детьми после вспышки агрессивности.

Резкое слово драчуну и забияке и благосклонное внимание жертве могут показать ребенку, что он проигрывает от таких неприятностей. Baжно, чтобы в обычных случаях виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению — мера бесполезная. Дети быстро заучивают формулу «Прости, прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых и перестают реагировать. Иногда взрослые удаляют ребенка в дальний угол, чтобы он постыл. Этот факт подчеркивает неодобрение поведением ребенка. Однако дошкольники не понимают связь между своим поступком и удалением. Лучше взять ребенка за руки и строго глядя на него, сказать: «Драться нельзя», «Не кусаться». Внимание, уделяемое агрессивному ребенку, должно быть ограниченным и негативным, а жертве — сопровождаться обильными утешениями.

В идеале при каждом инциденте взрослые должны высказать свое негативное отношение к ребенку и постараться побыстрее прекратить его. Даже если ребенок понимает родителя, мало вероятно, что он будет слушать его.

В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину — его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом или выставляют в другую комнату. Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во-первых, они могут побуждать к этому детей. Реплики «Иди и дай сдачи» вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение бить забияку. Во-вторых, серьезный недостаток есть в угрозе взрослого «Вот я укушу тебя, будешь знать». Подобное высказывание содержит угрозу такого же действия, за которое упрекают ребенка. Если взрослый начинает кусать ребенка — это может не сработать уже в первый раз. Тогда придется решать, что делать в следующий раз — кусать сильнее, шлепать?

В отношении агрессивности детей важно соблюдать меру дозволенности и недозволенности. Реакция в укрощении детской агрессивности должна быть краткой и точной.

Телесные наказания не являются хорошей дисциплинарной мерой. Ребенок, которого отшлёпали, начинает бояться родителей. Преобразование поведения ребенка произошло за счет замены желания страхом. Это самое худшее, чем можно навредить психическому здоровью ребенка.

Во-первых, страх, сильно меняет облик ребенка: он делает его робким, нерешительным, теряющимся, неуверенным в себе и почти напрочь лишенным жизненного оптимизма.

Во – вторых, ребенок приучается бояться родителей и начинает испытывать к ним сначала неприязнь, а затем и ненависть. Если этот конфликт возникает в раннем детстве, ребенок начинает ожидать враждебности от всех, кто любит его, и даже воспринимает ненависть как нечто сопутствующее любви. В-третьих, телесные наказания со стороны родителей представляют модель агрессивного поведения. Ребенок усваивает и воспроизводит ее. У агрессивных родителей вырастаю агрессивные дети. У ребенка может сложиться стереотип поведения: если другой человек сделал что-то не так — его надо наказать физически.

В-четвертых, физические наказания вызывают обратный эффект тому, который ожидают родители.

Э. Фромм пишет, что ребенок стремится получить подзатыльник ради удовольствия позлить родителей. Ждет наказания ради очистки совести. Согрешил — покаялся.

Учитывая психологический риск телесных наказаний, психолог может предложить неагрессивные модели дисциплинарного воздействия:

3.Отвлечение. Надо постараться предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

6.Шутки. Пошутить по поводу наказания. Важно дать ребенку почувствовать, что родители подчиняются тем же правилам поведения. Если наказание применяется в дисциплинарных целях, оно будет эффективно лишь в определенных случаях. Ребенок, которому не исполнилось 3-х лет, не может понять цель наказания. Бить детей вообще не рекомендуется, Если ребенок поймет, что его лишают какой-либо привилегии, которая у него была, он добьется лучших результатов.

Если психолог сталкивается с ситуацией, когда родители принимают решение использовать наказания, им надо напомнить, что:

1. Телесные наказания учат ребенка не признавать авторитет родителей, а бояться их.

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Рекомендации родителям агрессивного ребёнка

воспитание агрессивных детей

Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально! Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры). Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит. Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства. Снижайте уровень критики. Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре). Старайтесь общаться из позиции «на равных». Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем). Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.

Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.

Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Агрессия или просто мальчишеские шалости?

Существует миф о том, что жестокие дети – это всегда дети из крайне неблагополучных семей или любители виртуальных игр, где сюжеты строятся на насилии. Однако далеко не всегда это именно так. В первую очередь нужно понять, объективен ли вердикт «жестокий» в отношении ребенка. Где кончается грань, за которой следует «ненормальное поведение», а где речь идет, скажем, об обычных мальчишеских шалостях? Действительно бить в набат стоит лишь тогда, когда родители видят, что ребенку доставляет удовольствие причинять боль другим. Нужно учитывать множество нюансов, которые сигнализируют о том, что ситуация действительно серьезная. Порой агрессивное поведение ребенка является симптомом психических проблем. Решить эту проблему методом «ремня» вряд ли удастся. Во-первых, всем известно, что насилие в ответ на насилие, лишь приумножает его. Во-вторых, когда мы говорим о ребенке дошкольного возраста, нужно понимать, что его личность пока лишь находится на стадии формирования. Кроме того, если верить классическому психоанализу, существует несколько известных этапов развития личности, включая вполне допустимый период агрессивности.

Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector