Важно , вам понять, уважаемые родители, что первыми картинками для ваших детей должны быть не двигающиеся кадры на мерцающем телеэкране, планшете, телефоне, а иллюстрации из книг. Эмоциональное потрясение от прочитанного оставит в душе ребёнка глубокий след и тогда возникнет тяга к чтению.
- Буклет для родителей «Приобщаем детей к книге и чтению»
- Буклет "Приобщение дошкольников к чтению"
- Буклеты для родителей "Как хорошо уметь читать" выпуск №1
- Буклет "Как пробудить в ребенке интерес к чтению"
- Просмотр содержимого документа «Буклет “Как пробудить в ребенке интерес к чтению”»
- Буклет “Как приучить детей к чтению”
- Конспект брошюры «Как правильно читать книги?»
- I. Общие советы
- II. Чтение
- III. Проработка и отработка книги
- IV. Освоение книги
- Заповеди читателя.
- Послесловие
- Буклет "Чтение-лучшее учение"
- Начальная школа – еще материалы к урокам:
- Буклет для педагогов ДОУ и родителей дошкольников “Книга в жизни ребёнка”
- Буклет «Библиотека — дом книги»
- Как хорошо уметь читать?
Буклет для родителей «Приобщаем детей к книге и чтению»
Важно , вам понять, уважаемые родители, что первыми картинками для ваших детей должны быть не двигающиеся кадры на мерцающем телеэкране, планшете, телефоне, а иллюстрации из книг. Эмоциональное потрясение от прочитанного оставит в душе ребёнка глубокий след и тогда возникнет тяга к чтению.
10. Сопровождайте чтение элементами театрализации и игры.
Буклет "Приобщение дошкольников к чтению"
1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.
2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.
3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.
4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.
5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.
6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.
7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.
8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с
Повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.
9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.
10. Сопровождайте чтение элементами театрализации и игры.
11. Сочиняйте вместе с ребенком свои истории и сказки, делайте по ним маленькие
12. Познакомьте ребенка с библиотекой задолго до школы: располагающая атмосфера и возможность самому выбирать
Книгу будут способствовать воспитанию маленького читателя.
1. Читайте вслух с ребенком не менее10-15 минут в день.
4. Во время чтения книги выясняйте значениятрудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учиткнига, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
7. Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное чтение дает такую возможность.
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?
Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для дошкольника, школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь
Каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
Данный буклет может использоваться в работе с родителями по вопросу обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Буклеты для родителей "Как хорошо уметь читать" выпуск №1
Данный буклет может использоваться в работе с родителями по вопросу обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Валентин Берестов
Подобные упражнения не только учат читать, но и хорошо развивают логическое мышление:
Прежде чем начать обучение ребёнка чтению, необходимо убедиться, что ребёнок готов и хочет учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Владеет ли ребёнок понятиями «справа–слева», «большой–маленький», «внутри–снаружи»? Может ли обобщать предметы по этим признакам? Различает ли схожие и несхожие формы? Способен ли удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? Правильно ли строит фразы? Чётко ли выговаривает слова? Может ли пересказать историю, услышанную или произошедшую с ним? Умеет ли формулировать свои ощущения и впечатления? Способен ли предугадать концовку простой истории? Удаётся ли ему участвовать в диалоге? Умеет ли он слушать, не перебивая? Может ли он рифмовать слова? Привлекают ли его внимание буквы? Возникает ли у ребёнка желания самостоятельно рассматривать книгу? Любит ли он, когда ему читают вслух?
Если на эти вопросы вы ответили «да» — ваш ребёнок готов и вскоре научится правильно читать.
В современном мире, в эпоху компьютеризации все меньше внимания уделяется чтению детьми книг. Поэтому данная разработка актуальна и будет полезна в работе с родителями.
Буклет "Как пробудить в ребенке интерес к чтению"
В современном мире, в эпоху компьютеризации все меньше внимания уделяется чтению детьми книг. Поэтому данная разработка актуальна и будет полезна в работе с родителями.
Просмотр содержимого документа
«Буклет “Как пробудить в ребенке интерес к чтению”»
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Как пробудить в ребенке интерес к чтению
Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух, когда ребенок начинает читать сам. Помните, что чтение для дошкольника – это прежде всего общение с родителями. Читайте с ребенком попеременно. Предложите ему почитать вам, когда вы заняты домашними делами.
Дарите ребенку книги. Приучайте бережно относиться к книге.
Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были интересны ребенку. Не спешите с приобретением новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребенка.
Разрешайте ребенку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.
Выбирая между телевизором, компьютером и книгой, отдавайте предпочтение книге.
Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребенком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками-иллюстрациями.
Не проявляйте излишнего рвения и озабоченности, если вам кажется, что у ребенка пока не слишком хорошо получается читать. Хвалите и подбадривайте его на каждом этапе чтения.
Не сравнивайте уровень чтения ребенка с успехами его сверстников. Ориентируйтесь на его индивидуальные особенности и возможности.
Читайте сами, показывая ребенку пример. Если вы любите читать, то, возможно, однажды и ваш ребенок возьмет в руки книгу САМ.
4.Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.
Буклет “Как приучить детей к чтению”
1.Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.
2.Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.
3.Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.
4.Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.
5.Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.
6.Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.
7.Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.
8.Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с
Повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.
9.Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.
10.Сопровождайте чтение элементами театрализации и игры.
11.Сочиняйте вместе с ребенком свои истории и сказки, делайте по ним маленькие
12.Познакомьте ребенка с библиотекой задолго до школы: располагающая атмосфера и возможность самому выбирать
Книгу будут способствовать воспитанию маленького читателя.
1.Читайте вслух с ребенком не менее10-15 минут в день.
4.Во время чтения книги выясняйте значениятрудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5.Беседуйте о прочитанном: о том, чему учиткнига, что нового ребенок узнал.
6.Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
7.Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное чтение дает такую возможность.
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?
Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для дошкольника, школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь
Каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
Покажите своему ребёнку, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.).
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают всё что угодно!
При прочтении соблюдайте основной принцип: от общего впечатления идти к частям, к подробностям. Полезно предварительно пробежать главу до её прочтения.
Конспект брошюры «Как правильно читать книги?»
Я считаю, что мой конспект может быть полезен людям, которые хотели бы прочитать данную книгу, но им сложно это сделать по той или иной причине.
В конспекте наверняка найдутся проблемы, и внимательный читатель обратит на них внимание, поэтому прошу такого читателя сообщить мне о них в критическом комментарии, чтобы я научился писать лучше.
Задача самой книги, равно как и конспекта – в том, чтобы открыть рядовому читателю глаза на то, что читать книги нужно учиться, и что читать их надо правильно, а не «как получается».
Если вы считаете, что вещи в книге очевидны, то спешу сообщить, что по крайней мере часть тезисов очевидна не всем.
Мною «актуализирована» некоторая часть советов, всё-таки XXI век на дворе.
I. Общие советы
Читайте немного книг, но выбирайте лучшие, не самые лёгкие, но и не самые сложные, а такие, для чтения которых нужно прикладывать усилие. Из них выбирайте самое нужное и необходимое.
Если некритически читать книги, способствующие деградации ума, поведения или мышления. Если «читать запоем», доводя себя до неврозов, головной боли, переутомления. Можете стать любителем говорить «громкие слова» попусту, став так называемым «фразёром». Если ваши знания будут бессистемно надёрганы отовсюду, вы можете стать плодом ложной начитанности, зубрёжки и отсутствия логической выучки, так называемым «человеком с кашей в голове». У таких отсутствует сколь-нибудь стройное мировоззрение, и разговор с ними – мука.
В дополнение к этому следует напомнить дурные привычки при чтении:
Читая книгу, думать о другом. Пробегать книги. «Проглатывать книги». Бросать книгу, не дочитав до конца, – она ослабляет волю, делает вас слабохарактерным (ведь одно из качеств сильного человека – всё важное и нужное доводить до конца).
Или другие, которые проявляются в ослаблении внимания. Эти привычки образуют дурные навыки. Но необходимо бороться с этим, необходимо постепенно поддерживать в себе навык к полному, углублённому чтению хороших, нужных, глубоких книг.
Образованный от необразованного отличается не количеством сведений: важно не только наполнять память, но и главным образом – дисциплинировать и упражнять ум, приобретать навык к систематическому отчётливому мышлению.
Используйте воображение, пуская его «вовсю» где надо, даже если придётся перечитать отрывок несколько раз. Воображение – крайне полезный инструмент для чтения.
Чтение в коллективе – хороший инструмент для проработки материала, однако коллектив должен исключительно обсуждать материал на равных со всеми, когда каждый участник заранее проработал материал самостоятельно, только тогда коллективное обсуждение будет эффективным инструментом самообразования – будить интерес, рождать новые мысли и развивать идеи, а иначе – только навредит.
Первое и главное условие – способность сосредоточивать и удерживать внимание на читаемом.
Нередко приходится слышать жалобы на ослабление памяти: «прочту две-три строки или маленький отрывок, перехожу к следующему – а первое уже забыл; не помню даже, о чем была речь». Здесь чаще всего две причины:
1) нервная болезнь – психастения, неврастения и т. д., и таких случаях надо, не мешкая, обратиться к врачу;
Мы не запоминаем потому, что не можем, как следует, сосредоточить внимание на читаемом. Мысль постоянно отвлекается от него. Иногда можно заметить, что параллельно смутно сознаваемым мыслям книги идут свои мысли, с ней ничего общего не имеющие. Причины этому тоже по большей части две: или также болезнь, или дурной навык.
Борьба с дурным навыком и, отчасти, с болезненным ослаблением и недостатком внимания сводится главным образом к упражнению внимания, усиленной тренировке его.
Например, берут сперва отрывок в две-три строчки и стараются прочесть его с полным сосредоточением внимания так, чтобы мысль его стала для читающего совершенно отчетлива, прозрачно ясна. Для этого приходится иногда перечитать её несколько раз подряд. Когда это достигнуто с двумя-тремя строчками, начинают увеличивать с каждым днем число строчек.
Упражнение должно проделываться каждый день. Если ослабление внимания не так сильно, нужно, конечно, начать с более длинного отрывка.
II. Чтение
Придерживайтесь плана чтения, особенно в начале изучения науки: сперва краткий учебник, затем более глубокий, и так далее.
Некоторые книги служат вам источником вдохновения, надежд и бодрости, их стоит читать и перечитывать пассивным чтением. Задача – впитать мысли и настроения, пережить их, заразиться ими. Отмечайте в таких книгах впечатляющие места, чтобы снова и снова их перечитывать. Если не переводить возникшие идеи и мысли в действие, то рискуете остаться всего лишь мечтателем.
Произведением искусства сперва наслаждаются пассивным чтением, затем сознательно изучают с проработкой, это разные виды деятельности.
Проработав одну книгу, можно закрепить, а то и углубить полученные знания, проработав противоположную по направлению книгу, изучив с проработкой те места, где она конфликтует с прочитанной. Можно научиться читать такие книги параллельно.
Величайшая помеха при чтении – читать с наименьшим усилием, с наименьшим напряжением мысли и воображения. Даже если в остальном человек трудолюбив и готов зазубривать страницы – нельзя избегать анализировать, доказывать, проверять.
Как бороться с этой помехой? – Постоянно помните, что надо преодолевать лень, и каждый раз прилагать усилие. Нам нужна привычка, а она создаётся рядом повторных действий.
Для глубокого изучения сложной книги совершенно недостаточно прочитать её один раз.
А) Убить время; Б) Отвлечься от неприятных мыслей В) Развлечься; Г) Чтобы заснуть; и т. п.
А) Для осведомления, пополнения сведений о чём-нибудь; Б) Чтение для нравственного, «волевого» воздействия на душу – «воодушевляющее». Они вливают новые силы, поднимают настроение, мотивируют. В) Чтение крупных произведений искусства, это не развлечение, это важное и необходимое средство для расширения кругозора и опыта для углубления мировоззрения, мыслей, чувства. Г) Чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса. Д) Чтение для самообразования.
Искусный читатель должен: А) Если потребуется, выжать из книги максимум. Б) Приспособлять способ чтения к цели чтения. Один из главных недостатков безыскусного чтения – тот, что мы читаем приблизительно одинаково. Разница не особенно велика. Кто привык читать быстро, просматривая, тот одинаково «просмотрим» и развлекательную, и научную литературу. Кто привык читать медленно так же внимательно читает развлекательный пост, как учебное пособие.
Основное правило искусства чтения такое: Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обусловливается.
Способы чтения распадаются на группы, главные из них:
«Пролистать книгу». «Просмотреть», «пробежать» её. При этом умелый читатель схватывает только наиболее существенные вообще или наиболее важные для него: главные мысли, факты и т. д. Медленное, неполное чтение, «выборочное»: читают не бегло, основательно, но с пропусками. Например, пропускают ненужные вставки. Полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом. «С проработкой» её содержания. Этот способ – лучшая школа чтения. Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той цели умения читать вообще и хорошо просматривать книгу, какая доступна ему по его способностям.
Пассивное чтение. Просто отдаёмся на волю автора, не критикуем текст, не даём ему оценки, просто переживаем его мысли, чувствования, образы, сливаемся с его личностью, смотрим его глазами, живём в его мире, забываем о себе и т. д. Активное чтение. Всегда осознаём себя, оцениваем мысли автора, соглашаемся с ними, критикуем их, перерабатываем по-своему, делая выводы и т. д.
Трудно кратко выяснить различие и его сущность, поэтому автор даёт сравнение. Мне оно не понравилось, я дам своё объяснение: когда читаем углублённо, то прорабатываем весь материал книги, соглашаясь или оспаривая его, тем самым вся книга нами переработана, нет опущенных, отложенных на потом деталей или частей книги.
III. Проработка и отработка книги
А. Прежде всего в том, чтобы хорошо понять книгу. Нередко спросишь человека, прочитавшего книгу, в чём суть её – и окажется, что он совершенно не понял её или понял (ещё чаще) самым превратным образом. Можно не только понять книгу, но и «пережить» её содержание.
Б. Помимо вопросов и задач, которые ставит автор, у нас возникают собственные – на фоне согласия или несогласия с автором. Критикуем, стараемся опровергнуть и т. д. Вся эта в высшей степени полезная работа углубляет и чтение, и нашу мысль. А кто работы этой не производит – тот плохо читает.
В. Правильно читая хорошую научную книгу, мы следим за ходом мысли выдающихся мыслителей, прорабатываем их рассуждения, усваиваем их методы, их способы исследовать вопрос, доказывать, объяснять. Прорабатывая всё это, мы учимся на практике у великих мастеров мысли. Это имеет огромное значение для дисциплинирования и развития мышления.
Добиваясь этих трёх целей, нам неизбежно придётся выработать много полезных навыков, а именно:
2) «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;
3) «охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;
4) мыслить последовательно и осторожно – целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни:
5) наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь, – дар, о важности которого многие и не подозревают.
Вся работа над книгой, нужная для отмеченных нами задач, вместе со вспомогательными приемами, о которых будет речь ниже, и называется – проработкой книги. Она необходима при изучении книги или отдельного вопроса и при чтении книг для самообразования.
Для такой работы, как уже сказано, не должно щадить ни времени, ни сил. Вкладывайте в нее все силы, это оплатится с избытком.
1. Прямо начать чтение и проработку с первой страницы, и затем двигаться по частям далее. К прочитанному не возвращаются.
Одна из основных задач чтения с проработкой – отчётливое понимание всей книги. Первый путь при этом недостаточно удобен.
2. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой ее дает обычно большое сбережение времени и труда и лучшие результаты.
В предварительном ознакомлении с книгой, особенно когда нужно отсеять часть книг, помогут часто пропускаемые части:
Предисловие и введение позволят понять какие цели и задачи ставит автор, на что обратить внимание.
Оглавление покажет общий план содержания книги, с него надо начинать и им заканчивать чтение.
Заключение объясняет к чему книга подводит, какие задачи выполняет.
Главных задач проработки научной книги (а вместе с тем и всякого настоящего, серьезного чтения её) три:
2) мысли и сведения, содержащиеся в ней, должны «отработать» в нашем уме, в нашей психике;
3) во многих случаях должна быть произведена оценка её содержания.
Задача понимания книги сложнее, чем кажется. Возникает опасность «иллюзии понимания»: кажется, что понял, а на деле или понял не совсем, или вообще неправильно. Пришлось объяснять другому – запутался. Начал перечитывать – и вдруг «озарение» – «так вот что это значит! Как я прежде читал и не понимал?». Если чувствуешь, что не понимаешь – потрудись и поймёшь. Если кажется, что понял, а на самом деле нет – ошибка останется.
Первое условие понимания книги – достаточная подготовка. Каждая книга кроме «популярных» требует известные знания. Если их нет, то читатель её не поймёт.
Второе условие – понимание иностранных слов и терминологии книги. Не брезгуйте гуглить незнакомые термины и слова – это важно!
Третье условие – умение «вникать» в читаемое, а не «пробегать глазами». Для того, чтобы глубже «вникнуть» в мысль, нужно уметь ее задерживать и всю силу внимания сосредоточивать на ней. Для этого требуется особое характерное усилие, известное, вероятно, каждому и столь неприятное «ленивому» уму. Кто не умеет или ленился «вникать» в читаемое, для того настоящее знание закрыто.
Отработка содержания книги – то, что мы вычитали в книге, должно как-то связаться с имевшимися уже у нас мыслями, сведениями, эмоциями и т. п., войти в систему их, или изменить их. В этом и состоит его работа. Если прочитанная книга не производит работы, а только запоминается, – то это самая благодарная почва для превращения читателя в «праздно болтающего», «фразёра» и т. п.
Первый тип. Содержание книги может быть «усвоено» нами, т. е. мы перенимаем мысли из книги. Мы обычно не можем сами создать великую мысль: но мы можем сделать ее «нашей», если она станет определяющей силой в нашей жизни и в нашем миросозерцании. На вопрос «что вы думаете о том-то?» мы отвечаем в большинстве случаев заимствованными мыслями.
Второй тип «отработки» – противоположный. Мы не признаем содержания книги истинным. Наоборот. Мы «отвергаем» его, так как оно кажется ошибочным или несовместимым с нашими взглядами. Здесь производится работа, часто не менее ценная, чем при усвоении. Если мы хорошо поняли чужие мысли и хорошо вникли в них, кое-что в наших мыслях будет дополнено, исправлено. Они приобретут большую отчетливость и углубятся, станут более определенными и обоснованными.
Чем больше собственных мыслей, знаний, эмоций сопоставляется, сравнивается, исправляет ошибки и оценивается относительно тех, что содержатся в книге, в ходе изучения содержания книги – тем больше и глубже результаты «продумывания» книги. Тем полезнее это для самообразования и для умственного развития.
Необходимо создать привычку сознательного и намеренного продумывания.
Для этого есть два условия – не читать без передышек, и уметь некоторое время поддерживать внимание на одном и том же вопросе.
Останавливаться на интересных мыслях, подумать о них, прислушаться к новым мыслям, на которые первая нас наведёт, – вот элементарный случай продумывания.
Мысли, которые приходят при проработке книги, нередко очень ценны, и их следует записывать – да хоть в твиттер – но не чтобы забыть, а чтобы чётко и коротко её сформулировать, «отработав» её лучше, чем просто продумав «в голове», рискуя оставить её неясной, туманной.
Тем более следует научиться записывать чужие мысли, которые могут пригодиться. Сохраните их для себя.
При чтении для самообразования выбираются лучшие произведения лучших авторов, так как их критиковать, когда мы только учимся?
Не бойтесь этого. Только знайте цену этой критике. Это – критика для развития нашей мысли, чтобы научиться критике. Мы имеем право сомневаться и быть несогласными, поставить знак вопроса и стараться решить, так это или нет? Без этого нет самодеятельности мысли.
Нужно добросовестно и тщательно работать над решением вопроса, по мере сил. Если не можем – оставляем вопросом. Вместо «автор глуп» спрашиваем «не показалось ли мне, что здесь ошибка? Не сам ли я ошибаюсь?»
Критика – палка о двух концах. Иногда показывает проблемы книги, иногда – легкомыслие и невежество критика. Настоящая критика требует не только смелости, но и знания, и труда. Критиковать, – не значит только находить ошибки и недочеты, но и находить достоинства, вообще оценивать.
Оценивать сложные многогранные труды гораздо сложнее, чем простые и плоские. В первом может быть много ошибок, зато найдётся настоящее сокровище, а во втором порядочно, аккуратно, но и только.
Критика при чтении с проработкой заключается не только в отметке ошибочного и сомнительного, но и особо выдающегося. Важно после своей критики прочитать критику крупного специалиста, тоже с проработкой, сопоставлениями, проверкой. Это очень углубляет и усвоение книги, и мысль, и критические навыки.
При прочтении соблюдайте основной принцип: от общего впечатления идти к частям, к подробностям. Полезно предварительно пробежать главу до её прочтения.
После предварительного ознакомления советуем разделить её на главные части по смыслу и прорабатывать их по очереди.
Проверочные вопросы очень полезны, читайте их не раньше проработки всей главы.
IV. Освоение книги
Условия освоения параграфа: первое – отчётливо понять его. Отчетливо понять – значит уметь точно и ясно определить его тему и кратко изложить ответ на нее. Этот «самоэкзамен» – лучшее средство самоконтроля при чтении. Если не можем – значит плохо вникли, плохо поняли. Если не получается – отметьте это место, и читайте далее, возможно позже автор даст не хватающие сведения для понимания пропущенных глав.
3) Демонстрация, способ доказательства – связь между аргументами и тезисом.
Если нарушена связь между ними – доказательство неубедительно.
Критиковать доказательство – доказать неприемлемость аргументов или отсутствие связи с тезисом.
А) кратко сформулировать главную мысль книги. Затем поделиться ей с кем-то – через реферат или беседу о книге.
Б) после прочтения восстановите в общих чертах в памяти общее содержание, план книги.
В) если велись конспекты по главам или по отделам, чрезвычайно полезно переработать их в один цельный конспект всей книги.
Г) Если приложен предметный указатель, то полезно взять из него наиболее важное и задать себе как вопрос, что оно значит.
При прочтении книги полезно оставлять в ней отметки: подчёркивания, символы. Одним они позволяют внимательнее читать книгу, когда она просто «пробегают» её, но лучше всего другим – они отмечают важные или интересные места, делают указания для себя.
Следует подчеркнуть, что выписки – это вспомогательное средство при чтении, а не его цель. Выписки нужно в первую очередь не коллекционировать, а постоянно применять к делу. Некоторые думают, что такими выписками можно заменить свой ум – это совсем плохо. Выписки это не «готовые мысли», которые нужно просто правильно подобрать под ситуацию и бездумно пересказать.
Свои мысли и заметки можно также хранить в виде выписок, но если они касаются цитат – то следует писать их в выписке с цитатой.
1) Выделить из неё всё существенное, основное. 2) Связно изложить.
А) Самой книги; б) наших целей; в) нашего опыта и уменья;
Для краткого конспекта придётся признать несущественным многое, что важно для подробного.
Конспект в целях самообразования пишется иначе, чем обычный.
1. Надо дать «схематическое», сжатое изложение всего существенного, притом в наиболее удобной, легко обозримой форме. Цель тут – получить возможность в несколько минут восстановить в памяти основное содержание книги. 2. Надо для этого проделать сложную работу над читаемым. Постоянно производить анализ и синтез читаемого: постоянно выделять существенное из несущественного, основное из менее важного; надо устанавливать отчётливо связь между отдельными частями главы, отдела, книги; надо наиболее существенное выделить на первый план, менее существенное, вошедшее в конспект, отдалить на второй план, так чтобы «перспектива» была сразу видна при чтении конспекта, и т. д.
Если конспект пишется в целях самообразования, то на вторую сторону нужно налечь особенно. Тут не столько важно получить пособие для восстановления в памяти книги, сколько важна сама работа над конспектом. На неё не надо жалеть ни времени, ни сил, потому что это не только лучшее средство для наиболее полного понимания и восприятия книги, но и превосходная школа для развития и упражнения ума и для выработки искусства овладевать материалом и методами чужого мышления. Конечно, для этого нужно брать только достойные книги, и из которых лучше всего можно познакомиться с данной наукой и её методами.
При конспектировании для самообразования нередко приходится выбрать тип «свободного конспекта». Суть: составляя конспект, мы можем строго выдерживать порядок мыслей, который имеется у автора, – даже если нам кажется, что наш лучше. Или же можем тот же материал излагать при конспектировании в другом порядке, по нашему мнению, более удобном или выгодным для читателя. Эта свобода от плана автора и характеризует «свободный конспект». Обычно отступления небольшие. Например, мысли на разную тему, разбросанные по всей книге, сводятся в одном месте конспекта: разные мысли в главе перестанавливаются, и т. д. Таким образом придаём материалу автора несколько иную форму, и делаем шаг к его обработке. Работа очень полезная.
Но при таком подходе возникает недоразумение: мы попадаем в т. н. «ложный круг»:
1. Чтобы лучше понять главу, нужно её законспектировать. 2. Хорошо конспектировать можно, только прочитав и хорошо поняв всю книгу.
Наиболее удобный выход из этого круга такой: делать предварительные наброски конспекта каждой главы при чтении, исправлять их, если потребуется, при чтении последующих глав и переработать в настоящий, окончательный конспект по прочтении книги. Кто добросовестно, тщательно выполнит эту работу, тот почувствует, какую огромную пользу она принесла ему.
При чтении полезно вести так называемый журнал чтения. Суть:
Если в какой-то день мы что-то читали (книга, статья), то отмечаем день и то, что именно читали. Делаем выписки (выписки или выдержки в виде сжатого изложения какого-нибудь места книги: они очень полезны, особенно касаемо нашей специальности, связанные с выработкой мировоззрения или с интересующим нас серьёзным вопросом. Это превосходный источник справок и «вдохновений», главное, чтобы можно было легко их найти) по необходимости, вписываем по поводу прочитанного: мысли, вопросы, недоумения и др. Иначе говоря, ведётся «запись чтений и проработки книг в течение дня».
По прочтении книги сюда вносятся её «резюме», общая оценка и т. д.
К такому журналу нужно параллельно вести алфавитный указатель тем, иначе трудно будет разобраться. С ним это будет не только дневник чтения, но и средство, помогающее изучению книги, ведь он неоценим для справок, освежения прошлых работ, знаний, мыслей. Кроме указателя тем, может попутно вестись и указатель авторов.
Указатель имеет цели более общие, чем изучение книги. Указатель нужен для лучшего изучения вопроса по специальности или т. п. Суть:
Заводим документ, куда в алфавитном порядке вносим темы, связанные с вопросом (специальностью или т. п.), встреченные в прочитанных книгах, статьях и т. д., с указанием, где они встречались.
При каждой теме – указание книг и страниц, где они встречались вам. Таким образом, у вас составляется постепенно подробный указатель всех тем по вопросу, встречавшихся вам при чтении, и тех мест в книгах и журналах, где эти темы рассматривались.
Заповеди читателя.
1. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.
1. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».
2. Хотя бы одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.
3. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.
4. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.
5. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понято.
7. Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.
8. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.
10. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай «с пером в руке»; делай конспект, заметки, выписки.
11. Научись пользоваться оглавлением. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному.
14. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.
5. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).
Послесловие
Это моя первая попытка в создании полезных статей, и в планах публиковать ещё другие конспекты. Прошу предоставить вежливую критику: что плохо в такой статье, что следует исправить, и на что исправить.
Если вы не ставите себе цель убить энтузиазм в зачатке, то прошу избегайте резких высказываний, я довольно впечатлительный.
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Буклет "Чтение-лучшее учение"
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Начальная школа – еще материалы к урокам:
Предметы
- Алгебра Английский язык Биология География Геометрия ИЗО Информатика История Литература Математика Музыка МХК Начальная школа ОБЖ Обществознание Окружающий мир ОРКСЭ Педагогика Русский язык Технология Физика Физкультура Химия Экология
* Можно самим продолжить, изменить сказку или сочинить новую.
Буклет для педагогов ДОУ и родителей дошкольников “Книга в жизни ребёнка”
Книга играет важную роль в развитии дошкольника. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Книги помогают ребенку познать самого себя.
Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.
Пусть книга станет добрым другом, советчиком и помощником каждого ребенка на протяжении всей жизни!
«Детский сад комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское»
* Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.
* Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребёнка.
* Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам, нарисовать полюбившихся героев.
* Можно «оживить» героев книг: вылепить их из пластилина, склеив из бумаги и картона.
* Можно самим продолжить, изменить сказку или сочинить новую.
* Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу.
Далеко не так, они тоже умеют разговаривать и плакать, но лишь тогда, когда мы – люди этого не слышим.
Буклет «Библиотека — дом книги»
Важаемые педагоги предлагаем Вам следующий материал:
Методическая разработка по теме: «Библиотека-дом книги» для детей подготовительной группы детского сада.
Дать детям базовые понятия по данной теме.Обогатить словарь детей: «Библиотека“, “читальный зал”, “абонемент», «книжный фонд» «читательский формуляр».
Научить их ориентироваться в Библиотечном пространстве.
Обучить правилам пользования Библиотекой.
Формировать бережное отношение к Книгам.
Познакомить с “Правилами поведения в Библиотеке“.
Библиотека-учреждение, собирающее и хранящее Книги для общего пользования.
Читатель – посетитель Библиотеки, тот кто занят чтением каких-либо произведений.
Книга –произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким –нибудь текстом.
Писатель – человек, который пишет (повествует, рассказывает) художественно-литературное произведение.
Поэт-автор поэтических произведений, соблюдающий правила написания стихов (Рифма: мышка-шишка-крышка)
Художник-иллюстратор (рисунки, картинки) произведений.
Типография-предприятие где производится набор и печатание изданий.
Сказочники–рассказчики народных сказок, былин, с элементами волшебства, фантастики
Книжка-панорама-яркие иллюстрации с движущимися деталями-фигурками.
Книжка-раскладушка, книжка-игрушка, книжка-раскраска. Книжка-вырубка-обрезана по контуру того предмета, о котором идёт речь.
Формуляр-документ, удостоверяющий дату ифакт выдачи читателю Книг.
Читатель: внимательный, любознательный, аккуратный, вежливый, бережный….
Записаться (в Библиотеку, выбрать, сдать, прочитать… (Книги)
Познакомить с правилами поведения в Библиотеке и пользования книгой.
Познакомить с детскими писателями и поэтами (Пушкин, Чуковский, Барто, Пришвин) Рассказать краткую биографию.
1 По какой особой примете можно узнать бабу Ягу? (Костяная нога)
2. После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались (сим-сим)
4. Что не смог вытащить из земли дед, бабка и их семейство? (репку)
5. Из какого инструмента солдат сварил суп? (топор)
7. Встреча с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели (Щука)
8. Назовите одну особенность известной сказочной избушки (Курьи ножки)
9. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)
10. Как звали Пуделя в сказке «Приключения Буратино»(Артемон)
12. Что несла Красная Шапочка бабушке? (Пирожки и горшочек масла)
Игра: «Подбери признак к предмету». Книга какая?
Детская, научная, интересная, фантастическая, сказочная, толстая, весёлая…
Игра: «Семейка слов»: Книга, книжечка, книжный, Книголюб…
Игра: «Где Книга?» (с показом)Слова-предлоги: на, под, около, между, из…
«Книга наш друг, без нее как без рук».
Каждая хорошая Книга похожа на звезду. Она освещает путь и указывает нам, куда идти. Она яркая и таинственная.
Книга-окно в мир. Откроешь страницу – станет видно далеко-далеко и услышишь голоса тех, кто жил давным-давно.
Перелистаешь страницы, и поведает Книга обо всем на свете. Протяни руку и Книга заговорит.
Она радуется и печалится вместе с тобой, она – надежный друг, верный товарищ.
1. Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, а тем более Книг. Люди не умели ни читать, ни писать. Они рисовали на стенах пещер. Позже люди начали писать на глине, которую потом сушили на огне.
2. Такие Книги были очень тяжелые и неудобные. Позже люди научились изготавливать Книги из телячьей шкуры. Но эти Книги были очень дорогими, так как для их изготовления нужны были шкуры целого стада, и купить такие Книги мог очень богатый человек. Нужно было искать более дешевый и простой материал.
3. В Африке вдоль рек растет болотное растение –папирус. Вначале его использовали строители, а потом начали обрабатывать волокна растения, изготовляя из них бумагу. Появились свитки из папируса. Писать на них было удобно. Но через несколько лет такие свитки ломались и рассыпались.
4. Настоящую бумагу, на которой мы пишем сегодня, люди научились изготовлять две тысячи лет назад. Первые Книги были рукописные. Одну Книгу могли писать несколько лет.
5. Книги по-прежнему обходятся государству очень дорогой ценой. Чтобы напечатать 3 тыс. учебников, необходимо срубить 40 елей. А теперь подумайте, если вы хорошо содержите Книги, что вы спасаете этим?
6. Многие дети думают, что Книга – это просто сшитые в один переплет листы бумаги. Но это
Далеко не так, они тоже умеют разговаривать и плакать, но лишь тогда, когда мы – люди этого не слышим.
По отношению к Книге можно судить о человеке. Поэтому давайте будем вежливы, чистолюбивы, бережливы к любым Книгам, поскольку без них мы не сможем узнать много нового, полезного и интересного. Послушайте стихотворение о том, что можно найти, увидеть при помощи Книг.
Если купишь Книгу, не бросай на полку.
Книга-самый лучший, самый верный друг.
Береги же Книгу, стань и ты ей другом.
Найдешь ты храбрости пример в хорошей, умной книжке,
В любой рассказ найдешь ты путь. Войдешь в любую сказку.
6. Одна хорошая Книга лучше многих сокровищ.
7. Книга поможет в труде, выручит в беде.
8. Хорошая, умная Книга-первый друг человека.
Информационный буклет как форма работы с родителями Цель: привлечь внимание целевой аудитории Форма: буклет Обоснование идеи: Главные преимущества информационного буклета: невысокая стоимость,.
Библиотека в детском саду Уважаемые коллеги, спасибо, что нашли минутку и заглянули ко мне в гости! Хочу рассказать и показать вам детскую библиотеку в нашем детском.
Буклет «Безопасность вашего ребенка» Буклет “Безопасность вашего ребенка” (советы взрослым по профилактике насилия над детьми). ТАКТИКА УСТРАШЕНИЯ НЕ ДЕЙСТВУЕТ! Мнение, что.
Буклет «Синяя лента апреля» Социальная акция «Синяя лента апреля» проходит во многих странах мира. Она призвана обратить внимание людей на проблемы жестокого обращения.
Фотоотчёт «Книги разные нужны, книги разные важны» для детей младшего дошкольного возраста Доброе время суток, уважаемые коллеги! 14 февраля на МААМ был Международным днём дарения книг. Меня заинтересовала история этого праздника.
Игра «Библиотека» по ФЭМП в средней группе (4–5 лет) Задачи: – овладевать действием замещения; – отбирать требуемое количество предметов. Материалы: – 10 небольших изготовленных из бумаги «книжек»;.
Конспект беседы для родителей с детьми «История появления книги» к празднику Всемирный день книги 23 апреля празднуется Всемирный день книги. Цель : Организация совместного времяпрепровождения родителей и детей. А также улучшение взаимодействия.
Лэпбук «Мини-библиотека» Мини библиотека: Роль книги в нашей жизни: Цель: – Воспитание любви и бережного отношения к книге. – Развитие свободной творческой личности.
Мини-библиотека «Садовые цветы» Уважаемые коллеги, многие из Вас вместе с дошкольниками в летний период занимаются рассаживанием садовых цветов на клумбах своих прогулочных.
Неделя книги «Волшебные книги детства» «Эй, спешите вы сюда! Неделя книги в гости к вам пришла!» Важным аспектом приобщения дошкольников к книжной культуре является ознакомление.
Не могу утверждать на 100%, но у меня есть ощущение, что чтение детям улучшает их речевые способности. Мои дети заговорили достаточно рано и чисто, до 2 лет они уже говорили предложениями.
Как хорошо уметь читать?
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Помните этот стишок Валентина Берестова? Обожаю читать. Оно и понятно, в моем детстве книга была одним из самых доступных развлечений. Родители на работе/даче, ровесники разъехались на каникулы, а тебе скучно. Что делать? Проще простого! Берешь книгу и ныряешь в мир фантазии. Благо родители тоже любили читать и книг в нашем доме было достаточно и полезных, и интересных, и взрослых, и детстких.
С моими детьми и книгами дела обстоят сложнее. Старший предпочитает аудиокниги, но слушает все меньше. Окружающий мир перенасыщен информацией. Надеюсь, что любовь к книгам, заложенная мною в е его детстве не убита окончательно дальнейшими обучательными потугами.
Младший к школе был подготовлен лучше, мое отношение к процессу поменялось, смягчилось, но читать он как не хотел, так и продолжает не хотеть. Опасаюсь перегнуть палку, поэтому стараюсь не наседать, хотя очень трудно удержаться.
В какой-то момент нам помогли комиксы. Это были первые книги, прочитанные самостоятельно! И для ребенка это победа, большая победа! Хотя нам, взрослым, с высоты своих навыков и умений, может показаться пустяком.
Начинать читать ребенку с самого маленького возраста. Первыми книжками пусть будут стишки-потешки. Да, поначалу малыш не будет понимать смысла, но ему обязательно понравятся ритмичные коротенькие поэзии. Тем более когда их читает самый родной в мире голос. Голос, который ребенок слышал еще задолго до своего рождения. Голос, который рассказал ему все. Голос, который убаюкивал и успокаивал. Голос, от которого на душе тепло и легко.
Читала обоим сыновьям практически с рождения. Не могу сказать, что это гарантирует любовь к самостоятельному чтению. Ведь настоящий мир так стремительно меняется, и кто знает, возможно, совсем скоро навыки самостоятельного чтения и письма станут атавизмами. Но не будем о печальном.
Что же гарантирует раннее чтение книг детям? Как минимум просто любовь к книгам. Расширяет их словарный запас. Жаль, что этот словарный запас не улучшает правописание. Но имеем то, что имеем. Помним, зачем нужно читать? А значит вместе со словарным запасом расширяется и ребенковый кругозор.
Не могу утверждать на 100%, но у меня есть ощущение, что чтение детям улучшает их речевые способности. Мои дети заговорили достаточно рано и чисто, до 2 лет они уже говорили предложениями.
В любом случае в нашем сверхскоростном мире чтение книг с детьми хотя бы перед сном – отличная возможность замедлится и подарить самое дорогое – внимание, провести вместе время с удовольствием!