Стресс в современном мире. Часть 1 (РЦМП, Шулина И. Р.) Стресс в современном мире. Часть 2 (РЦМП, Шулина И. Р.)
Хороший сон – залог здоровья! (РЦМП, Краснова О. С.)
Неконструктивные способы снятия психоэмоционального напряжения (РЦМП, Шулина И. Р.)
Психологический кодекс выживания (РЦМП, Трефилова Л. М.)
Измени свой мозг – изменится и тело (РЦМП, Трефилова Л. М.)
Психологические установки на каждый день (РЦМП, Трефилова Л. М.)
Здоровый образ жизни в борьбе с депрессией (РЦМП, Нелюбина Э. Б.)
Погода в доме. Часть 1 (РЦМП, Трефилова Л. М.)
Погода в доме. Часть 2 (РЦМП, Трефилова Л. М.)
- Буклет как справиться со стрессом
- Когда стресс воздействует на человека негативно
- Способы борьбы со стрессом
- Как жить, когда вокруг неспокойно? Психолог о техниках помощи себе в стрессовой ситуации
- 5 вопросов про стресс
- Как вести себя в стрессовой ситуации
- Буклет как справиться со стрессом
- Стена беспокойства
- 17 способов избежать стресса
- 7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи
- Буклет “Как помочь ребенку преодолеть тревожность”
- Упражнение «Муха»
- Упражнение «Лимон»
- Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
- Упражнение «Воздушный шар»
- Стресс, профилактика
- Омикрон: эпидемиология
Буклет как справиться со стрессом
![]() |
Сплю 7-8 часов в сутки (РЦМП, 2019)
Баннер (скачать. jpg) |
![]() |
Свежий воздух каждый день (РЦМП, 2019)
Баннер (скачать. jpg) |
![]() |
На позитиве! (РЦМП, 2019)
Баннер (скачать. jpg) |
Буклеты
- Стресс в современном мире. Часть 1 (РЦМП, Шулина И. Р.) Стресс в современном мире. Часть 2 (РЦМП, Шулина И. Р.)
Хороший сон – залог здоровья! (РЦМП, Краснова О. С.)
Неконструктивные способы снятия психоэмоционального напряжения (РЦМП, Шулина И. Р.)
Психологический кодекс выживания (РЦМП, Трефилова Л. М.)
Измени свой мозг – изменится и тело (РЦМП, Трефилова Л. М.)
Психологические установки на каждый день (РЦМП, Трефилова Л. М.)
Здоровый образ жизни в борьбе с депрессией (РЦМП, Нелюбина Э. Б.)
Погода в доме. Часть 1 (РЦМП, Трефилова Л. М.)
Погода в доме. Часть 2 (РЦМП, Трефилова Л. М.)
![]() |
Нужна психологическая помощь? (РЦМП, 2019)
Листовка А4 (.jpg) |
Плакат
Стресс, тревога, депрессия (ФГБУ ГНИЦ Профилактической медицины Минздрава России, Москва)
Вспомните, сколько времени вы тратите на сон, когда в последний раз были на свежем воздухе, сколько времени проводите за компьютером. При длительном использовании компьютер может стать сильным стимулятором утомляемости. Качество отдыха играет важнейшую роль в борьбе с утомляемостью. Так, покупка стола для пинг-понга в одном известном лечебном учреждении повысила качество клинического мышления врачей в 1,5 раза. Больше времени уделяйте отдыху. Но даже если у вас есть на него всего час в день, проведите этот час так, чтобы организм отблагодарил вас сполна. Кому-то расслабиться поможет любимая книга, другому — посещение музея или футбольный матч.
Когда стресс воздействует на человека негативно
Среди наиболее популярных реакций организма на стресс можно выделить:
- беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими, обстановкой, миром; вялость, слабость, депрессия, пассивное отношение и нежелание общаться или что-либо делать, быстрая утомляемость; бессонница, беспокойный сон; невозможность расслабиться, постоянное напряжение тела и нервной системы; плохая концентрация внимания, заторможенность, сложность в понимании обычных вещей, снижение интеллектуальных возможностей, проблемы с памятью, заикание; недоверие к себе и окружающим людям, суетливость; подавленное настроение; повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим веществам/занятиям, которые ранее особо не интересовали.
Таким образом, пагубное воздействие стресса состоит из двух слагаемых: давление внешних обстоятельств или людей и восприятие происходящего.
В любой стрессовой ситуации очень важно не терять
Самообладание и контроль. Справиться с нахлынувшими эмоциями можно при помощи
Таких действий.
Способы борьбы со стрессом
В любой стрессовой ситуации очень важно не терять
Самообладание и контроль. Справиться с нахлынувшими эмоциями можно при помощи
Таких действий.
Присесть и
Расслабиться. Важно спросить себя, насколько важна проблема в данный момент и
Как ее решение (или отсутствие решения) повлияют на ближайшее время (несколько
Месяцев, год или пять лет). Это поможет осознать важность тревожного состояния. Записать на
Бумагу отдельные слова или фразы, которые приходят в голову в стрессовом
Состоянии. Это будет таким себе отвлекающим маневром. Эти фразы можно прочесть
На следующий день и понять, насколько стрессовые события являются значимыми. Провести
Горизонтально указательным пальцем по губам. Данный прием хорошо и быстро
Успокаивает. Напрячь все
Мышцы, сжать кулаки и стиснуть зубы на 10 секунд. Это поможет почувствовать,
Как переключается организм, как приходит расслабление Попробовать
Любые классические расслабляющие методы. Это может быть прогулка, теплая ванна,
Чай из трав, плитка шоколада, хобби, общение с друзьями. Быть может, именно это
Поможет расслабиться. Попытаться
Отрицательное перевести в положительное. Самое главное – это не дать стрессу
Взять гору. Прервать
Одолевающий стресс, отрицательную мысль. Для этого можно просто хлопнуть в
Ладони. Нельзя
Отключать телефон, игнорировать внимание близких людей, друзей. Следует
Всячески избегать даже мысли спрятаться от других. Живое общение – это лучшее
Лекарство против стресса. Напротив, замыкаться в себе не стоит: это только
Усугубит ситуацию.
Рекомендуемые приемы борьбы со стрессом несложны.
Если обращаться к ним на протяжении нескольких дней после сложной ситуации, они
Точно помогут. Даже один прием из предложенных поможет справиться со сложной
Ситуацией.
Научившись контролировать стресс, можно уменьшить
Риски развития депрессии, бронхиальной астмы, заболеваний сердца и сосудов,
Гастрита и ожирения. Для этого нужно совсем немного. Даже небольшое изменение
Способа жизни улучшит состояние и уменьшит отрицательное воздействие стресса.
В качестве метода экспресс — диагностики может быть рекомендована шкала Ридера для самооценки уровня стресса.
Самое сложное, с чем сталкивается человек при стрессе, — это переживание своих ощущений и эмоций. Каждый должен понимать, что человек имеет право на свои эмоции и ощущения.
Как жить, когда вокруг неспокойно? Психолог о техниках помощи себе в стрессовой ситуации
Стресса вокруг с каждым днем становится больше и больше. Далеко не все люди готовы к неожиданному потоку страхов и негативных эмоций. Как сохранить спокойствие в острой ситуации и как бороться с хронической атакой тревог? Полезными техниками делится психолог Александрина Борисевич.
5 вопросов про стресс
1. Откуда взялся этот термин и что он означает?
— Понятие стресса с английского языка переводится как «нагрузка», «давление», «напряжение».
Стресс вызывает неспецифическую реакцию организма, когда человек находился в состоянии условного покоя, но некая переменная (физическая или психическая) вводит организм в напряжение и в дисбаланс.
— Стресс повышает устойчивость человека, помогает нам найти ответы на важные вопросы, вырабатывает адреналин в организме.
Как ни странно, стресс может быть положительным. Простые примеры: свадьба, окончание университета, получение новой должности и так далее. С такими переживаниями психика справляется достаточно легко и быстро. Совсем другое дело, если стресс отрицательный.
Важно понимать, что опасность стресса кроется в его Интенсивности. Не менее существенную роль играет также и способность нашего организма справляться с негативом, если напряжение достигает критической точки.
3. Разные люди переносят стресс по-разному?
— Да, наш организм имеет разные резервы адаптационных возможностей, и чем сильнее стресс, тем быстрее он может привести к истощению организма.
Сложнее стресс переносится людьми, у которых центральная нервная система более чувствительна. Она острее реагирует на физические, эмоциональные и социальные стимулы. Таких людей называют Высокочувствительными. Тяжелее стресс дается детям, пожилым людям, а также людям, в чьей истории был опыт ранних пережитых травм (насилие, развод родителей).
— Основная функция организма — поддержание своего гомеостаза (сохранение своей внутренней среды и основных функций организма). Когда у человека появляется стресс, то:
- Первая реакция организма, которую он запускает, — это тревога. У человека снижается сопротивляемость, часть систем (таких, как пищеварительная, половая) отключаются или замедляются. Главной целью организма становится выживание, все его резервы и защиты мобилизуются.
Поскольку организм не знает, насколько долго может продлиться состояние стресса, подключается сопротивление и сбалансирование тех резервов, которые есть, чтобы пережить кризис. Но организм не может вечно сопротивляться без потерь. Рано или поздно приходит истощение.
Чем сильнее стресс, тем сильнее его реакции будут отражаться на человеке. Могут наблюдаться:
- неконтролируемый смех или плач; истерика; нарушение сна; кошмары; панические атаки; нарушение дыхания; боли в сердце; напряжение в мышцах; изменение массы тела; проблемы с пищеварением; агрессия; аффективные состояния; хроническая усталость и бессилие; частичная амнезия.
Все эти проявления могут привести к значительному снижению уровня качества жизни человека.
— Человек может недооценить силу воздействия стресса, ведь стресс может быть Скрытым.
Наше тело реагирует на опасность по-разному: бей, беги, замри. И вот как раз реакция замирания организма является наиболее опасной. Человек не проживает свое состояние, и оно превращается в бомбу замедленного действия.
Стресс может вызвать заболевания сердечно-сосудистой системы и даже способен привести к образованию раковых клеток, алкоголизму, наркомании, появлению фобий и депрессии. И это я еще перечислила далеко не все.
Как вести себя в стрессовой ситуации
— У каждого из нас есть 2 точки опоры: внутренняя и внешняя. Мы все рождаемся с внешней. Пока мы маленькие, весь наш мир — это наши родители. В процессе взросления мы обретаем и другие значимые связи (близкие, друзья). Все это составляет внешнюю точку опоры.
Внутренняя точка опоры — это про уверенность, осознанность своих желаний и чувств, возможность выбирать себя, защищать свои границы.
В процессе взросления основополагающей должна стать именно внутренняя точка опоры, но нельзя сказать, что она является главной. Оба этих критерия очень важны.
Баланс находится посередине — внутренняя опора толкает вперед, внешняя — поддерживает. Если у нас только одна точка опоры — это как ходить без одной ноги. В периоды кризиса нам особенно важна внешняя опора, именно она помогает сохранить внутреннюю часть в целостности.
Самое сложное, с чем сталкивается человек при стрессе, — это переживание своих ощущений и эмоций. Каждый должен понимать, что человек имеет право на свои эмоции и ощущения.
В ситуации стресса мы можем испытывать: злость, грусть, бессилие, печаль, отвращение и так далее. Но для того чтобы стресс не перерос в нечто более серьезное, свои переживания следует выгружать. Это можно сделать как через внешнюю, так и через внутреннюю часть. Но чем сильнее переживание, тем больше мы нуждаемся в другом человеке.
В жизни КАЖДОГО из нас, независимо от возраста, пола, профессии, семейного положения, темперамента, успешности в учебе и творческой деятельности, случаются моменты, когда сложно справиться со своими эмоциями. Нас охватывает раздражение, паника, печаль, страх… Нам бывает очень трудно с кем-то поделиться своими переживаниями. Но, мы то всегда сможем понять сами себя. Кто лучше нас самих поймет наши переживания. Как это сделать, спросишь ты. А напиши письмо самому себе. Это поможет! 100% поможет!
Буклет как справиться со стрессом
В жизни КАЖДОГО из нас, независимо от возраста, пола, профессии, семейного положения, темперамента, успешности в учебе и творческой деятельности, случаются моменты, когда сложно справиться со своими эмоциями. Нас охватывает раздражение, паника, печаль, страх… Нам бывает очень трудно с кем-то поделиться своими переживаниями. Но, мы то всегда сможем понять сами себя. Кто лучше нас самих поймет наши переживания. Как это сделать, спросишь ты. А напиши письмо самому себе. Это поможет! 100% поможет!
Здравствуй, _________________ (укажи свое имя).
Пишет тебе __________________________________________ (укажи свои полные фамилию, имя, отчество). Я – это ты, только на 20 лет старше, мне сейчас ____ лет (укажи свой возраст через 20 лет). Я пишу тебе из твоего будущего. Как видишь, оно у тебя есть. Несмотря на все неприятности, которые ты сейчас переживаешь – оно у тебя точно есть! Кстати, я все хорошо помню и знаю, что с тобой произошло (опиши подробно те события, которые вызывают у тебя сейчас наибольшие переживания): ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.Я также помню и знаю то, что ты сейчас не написал, напиши это для меня:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.Я очень хорошо помню те чувства и эмоции, которые душили и захлестывали меня, а теперь захлестывают тебя (опиши их):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.Так же я вспоминаю, какие планы я строил, чтобы справиться со всеми этими неприятностями (опиши их):_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.Я помню и те планы, в которых бы никому не признался, но они точно были – я помню (опиши их):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.Я тогда был решительно настроен сделать именно так. Если бы меня попросили оценить свою решительность по десятибалльной шкале, то я оценил бы ее на (отметь на отрезке свою решительность довести задуманное до конца):
0________________________________________________10 баллов баллов
Но я также помню, что это не единственные неприятные события, которые были в моей жизни. Я и раньше испытывал неприятности (опиши, какие неприятности, равные по значимости сегодняшним, еще были в твоей жизни):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
И тогда у меня были подобные планы. Тогда моя решительность довести их до конца была равна:
0________________________________________________10 баллов баллов
Но прошло время, и я справился с теми неприятностями (опиши, как ты с ними справился, что или кто тебе помог):_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Жизнь научила меня пользоваться собственным опытом. Хочу подсказать тебе – опыт есть уже и у тебя, несмотря на то, что ты младше меня на 20 лет. Раз ты справился тогда, у тебя есть опыт и возможности справиться сейчас. Ведь я же справился. А я – это ты! Что я сделал, чтобы решить проблему (опиши возможный путь решения проблемы):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Я также обратился за помощью и рассказал о своей проблеме к следующим людям (укажи, у кого можно попросить помощи в твоей ситуации):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Не поверишь, но я рассказал о проблеме родителям. Они помогли. Это помогло. Помог советом учитель. Как думаешь, кто?_____________________________________________.
А сейчас самый главный совет: ЕСЛИ ТЕБЕ ВСЕ ЕЩЕ НЕ ПОЛЕГЧАЛО, И ТЫ НЕ МОЖЕШЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАССКАЗАТЬ ЛЮДЯМ О СВОИХ НЕПРИЯТНОСТЯХ И ПОПРОСИТЬ У НИХ О ПОМОЩИ, ТО ОТДАЙ ЭТО ПИСЬМО РОДИТЕЛЯМ ИЛИ УЧИТЕЛЮ. ЭТО 100% ПОМОЖЕТ!
ДО ВСТРЕЧИ ____________________(укажи здесь свое имя), ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ. МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСТРЕТИМСЯ! Я ОЧЕНЬ ЖДУ ТЕБЯ!
Первое и главное условие для поддержки ребенка в борьбе с беспокойством — умение родителей слушать и слышать. Даже если дети молчат, нужно следить за их невербальным общением: жестами, мимикой, позой, походкой. Полезно прислушиваться к родительским инстинктам, которые помогут почувствовать наличие проблемы. Не стоит начинать разговор о школе слишком официально. Лучше это делать в непринужденной обстановке: во время похода по магазинам, домашних дел, поездки в транспорте. Не нужно давить на ребенка, когда он не хочет рассказывать о школе. Психологи советуют взрослым самим рассказать о некоторых случаях из собственной школьной жизни и всегда сохранять позитивный настрой.
Стена беспокойства
Чтобы помочь детям высказать свои тревоги, можно смастерить «стену беспокойства». К примеру, для нее можно взять небольшую деревянную доску (размеры, формы и материалы допустимы разные) и стопку разноцветных мелких бумажек-стикеров. Пусть ребенок пишет на них причину стресса и прикрепляет на поверхность доски. Важно напомнить ребенку, что как только он приклеит к стене названия всех своих забот и тревог, то он перестанет о них думать. В дополнении к этому методу полезно создать и «стену оптимизма», на которую нужно прикреплять стикеры с решением для каждого беспокойства.
Это процедура релаксации в специальном бассейне с соленой водой, создающей эффект невесомости. Сеанс помогает снять мышечное напряжение, боли в спине, суставах, разгрузить нервную систему.
17 способов избежать стресса
При длительном воздействии стресс запускает каскад физиологических реакций, которые негативно сказываются на состоянии здоровья. Увеличиваются частота сердечных сокращений, скорость дыхания, повышается температура тела. Все это может приводить к проблемам с сердцем и сосудами, обострению хронических заболеваний, снижению иммунитета.
Умение справляться с обычными жизненными стрессами поможет сохранить силы, положительный настрой для продуктивной работы и общения с любимыми людьми. Ниже рекомендации, которые помогут избавиться от стресса.
На сегодняшний день очень актуальным и эффективным способом борьбы с различными стрессовыми и тревожными состояниями является методы дыхательной гимнастики и прогрессивной мышечной релаксации, разработанной еще в 1920 году. Принцип прост: после любого сильного напряжения наступает сильное расслабление. Поэтому предлагаем Вам воспользоваться и овладеть простым и очень доступным методом: напрягайте мышцы в течение 10 минут, а затем расслабьте их, стараясь сконцентрироваться на моменте расслабления. Существует множество упражнений (по ссылке Вы можете более подробно их рассмотреть http://k-psy. ru/relax. html). Начните с самого простого и доступного – максимально сильно сожмите руку в кулак, удерживайте напряжение, расслабьте. Или же сильно зажмурьтесь, нахмурьтесь и наморщите нос, затем расслабьтесь и сконцентрируйтесь на чувстве расслабления мышц лица.
7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи
Специалисты Дневного Стационара советуют: 7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи.
Чем это полезно? Когда Вы записываете свои мысли, различные ситуации, а возможно даже идеи будущего происходит структуризация мыслей, наведение порядка в голове. Этот творческий процесс очень эффективен, отвлекает Вас от текущих проблем, голова очищается и спадает напряжение. В дальнейшем вы сможете рассмотреть некоторые ситуации под другим углом. Удачи.
2. Приготовьте блюдо и будьте крайне педантичны в выборе ингредиентов, украсьте его и насладитесь им
Известный факт, когда человек нервничает он зачастую склонен «заедать проблемы». Но если это будет здоровая еда или новое блюдо с тщательно подобранными ингредиентами, аккуратно приготовленная и красиво поданная на стол, это может послужить огромным источником позитивных эмоций и познания новых вкусов и оттенков.
На сегодняшний день очень актуальным и эффективным способом борьбы с различными стрессовыми и тревожными состояниями является методы дыхательной гимнастики и прогрессивной мышечной релаксации, разработанной еще в 1920 году. Принцип прост: после любого сильного напряжения наступает сильное расслабление. Поэтому предлагаем Вам воспользоваться и овладеть простым и очень доступным методом: напрягайте мышцы в течение 10 минут, а затем расслабьте их, стараясь сконцентрироваться на моменте расслабления. Существует множество упражнений (по ссылке Вы можете более подробно их рассмотреть http://k-psy. ru/relax. html). Начните с самого простого и доступного – максимально сильно сожмите руку в кулак, удерживайте напряжение, расслабьте. Или же сильно зажмурьтесь, нахмурьтесь и наморщите нос, затем расслабьтесь и сконцентрируйтесь на чувстве расслабления мышц лица.
Постарайтесь увидеть позитив в любой стрессовой ситуации, пробуйте изменить свое отношение к ней: «Я не могу изменить ситуацию, но могу изменить свою реакцию на нее». Позитивная реакция на негативное событие помогает не только избежать стресса, но и получить некий опыт, если смотреть на это, как на испытание, и учиться на ошибках.
Когда вы чувствуете наплыв мыслей, с которым сложно справиться щелкните пальцами и скажите «Стоп! Я подумаю об этом позже!». Можно использовать резинку на запястье или же просто себя ущипнуть. Подобный метод позволяет остановить круговорот мыслей и отложить проблему на потом. Остановив свои мысли, постарайтесь переключить внимание на что-то другое – смените вид деятельности.
Советуем каждому находить промежуток время, в течение которого Вы можете делать только то, что захотите. Вы можете рисовать, читать, есть вкусные блюда, говорить по телефону с друзьями и близкими, слушать любимую музыку, смотреть кино и т. д. Это время, когда Вы честно можете отложить все обязанности, негативные мысли, работу и любые текущие дела и доставить себе удовольствие.
Позвольте себе испытать как классические методы борьбы со стрессом, так и прислушаться к себе и найти свой личный и эффективный способ снятия неприятного внутреннего напряжение – занятия спортом под приятную музыку, чашка ароматного кофе или чая, беседа с близким человеком или друзьями, горячая ванна или контрастный душ, здоровый сон. Возможно, это продуктивная деятельность будь то уборка, мытье посуды, шитье, вязание, наведение порядка на рабочем месте или фотоальбома, прогулка и др. Главное, чтобы этот способ был действенным и помог Вам переключить внимание с негативной ситуации на позитивный лад.
Назовем некоторые приемы коррекции тревожности.
Буклет “Как помочь ребенку преодолеть тревожность”
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Периоды адаптации к новым условиям и активного формирования личности (подростковый и юношеский возраст) нередко характеризуются наличием высокого уровня тревожности. Следствием этого является повышенная раздражительность, состояние ярко выраженного отрицательного отношения к. окружающему, тенденция к аффектным вспышкам.
Фактор повышенной тревожности свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать педагоги и все делать, чтобы помочь детям снять тревожное состояние, так как от этого зависит адаптация ребенка к социальной среде, желание снимать это состояние любым путем, вплоть до асоциальной разрядки. Доминирование тревоги в структуре характера делает ребенка слишком эмоциональным, иногда “взрывоопасным”, а отношения между ним и окружающими людьми – более напряженными и накаленными, субъективными. Это в свою очередь мешает рабочей обстановке, создает неблагоприятный психологический климат.
Что нужно делать педагогу , чтобы предотвратить это превращение временного состояния тревожности в стабильное, которое снижает адаптационные способности, формирует заниженную самооценку, создает чувство неуверенности, отрицательно влияет на конечный результат деятельности и снижает резервы психического и физического здоровья?
Такое превращение можно приостановить, используя учение Э. Фрейда о защитных механизмах.
Одним из важных механизмов, по Фрейду, является механизм рационализации, т. е. рациональное обоснование случившегося, глубокий психологический анализ, умение в собственных глазах преувеличивать или преуменьшать силу падающего на вас раздражителя. Ведь не секрет, что иногда мы на слабый раздражитель реагируем так, как будто нас убивают. Поэтому научить себя этой адекватности – большая воспитательная задача. Другой механизм – проекция – умение переключать себя, свое внимание на другой раздражитель, тем самым ослабить действие первого. Сосредоточенность ребенка на своей биологии можно отвлечь занятиями спортом, туризмом, увлечением – техникой и т. д.
Эта проблема по существу распадается на две: проблема овладения тревожностью как состоянием, снятие его отрицательных последствий и устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.
Для преодоления тревожности как относительно устойчивого образования рекомендуется работа по расширению функциональных возможностей: развитие внимания, обучение избирательности, умению отделить главное от второстепенного, приемам психогимнастики. В преодолении тревожности детей значительное место необходимо уделить развитию двигательных навыков, ловкости, культуре движений, умению держать себя и т. п. Существенная роль отводится развитию правильных приемов самоанализа, формированию умения понимать себя и др.
Обобщая данные психолого-педагогической литературы, можно сказать, что помочь детям по преодолению тревожности может осуществляться на 3-х взаимосвязанных уровнях.
1уровень. Обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью, снятию психоэмоционального напряжения. Для этого можно использовать следующие упражнения, по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп:
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
2 уровень. Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию “запаса прочности”.
3 уровень. Перестройка особенностей личности школьника, его самооценки и мотивации.
Назовем некоторые приемы коррекции тревожности.
1. Переориентация симптомов тревоги. Часто школьники с повышенной тревожностью деморализуются первыми признаками появления этого состояния. Во многих случаях оказалось полезным рассказать, объяснить им, что это признак готовности действовать (признак активизации), их испытывает большинство людей, и они помогают ответить, выступить им как можно лучше. Опыт показал, что при определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса» (психологического круга).
2. Настройка на определенное эмоциональное состояние. Школьнику предлагается медленно связать взволнованное, тревожное, эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом, а спокойное, расслабленное – с другим, уверенное, «побеждающее» – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, а затем – второе, перейти к третьему, повторяя этот тренинг несколько раз.
3. «Приятное воспоминание». Школьнику предлагается вспомнить ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно лучше, ярче стараться вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
4. «Исполнение ролей». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы в его образе.
5. Контроль голоса и жестов. Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенности. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.
6. «Дыхание» Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения. Например, сделать вдох вдвое длиннее, чем выдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд и т. д.
7. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, переживаниях, детально продумывается собственное поведение.
8. «Доведение до абсурда». В процессе беседы со взрослым, а также в некоторых других априорно спокойных ситуациях школьнику предлагается изображать очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
Пребывание на свежем воздухе рекомендуется всем без исключения. Поэтому сделайте себе привычкой ежедневно в течение часа ходить по улицам родного города. А еще лучше совершать прогулки в лесу или парке.
Стресс, профилактика
Стресс присутствует в жизни каждого человека. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на учебе. Стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Стресс это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» трансформировалась — «все болезни от стрессов». По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связано со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Частые жалобы при этом — депрессия и тревога, головные боли.
Может быть, надо любой ценой остерегаться отрицательных эмоций и бежать от стрессов? Покинуть по возможности большие города, поменьше брать в голову тревог и забот, не ставить перед собой никаких серьезных целей? Может, просто нужно тихо жить, оберегая здоровье?
Да, здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса — не выход, не панацея от болезней.
Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие — болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжений. Обычно полагают, что человек здоров и радостен, несмотря на частые стрессы, или часто болеет и подавлен, несмотря на хорошие условия жизни, отсутствие стрессов.
Может быть, стресс иногда не только не вреден, но даже и полезен? Кто же он — наш враг или друг? Он может быть и тем, и другим, и зависит это в большой степени от нас самих, от нашего умения, в частности, превращать своих врагов в друзей, учиться на ошибках, не падать духом. В современном мире, человек находится в постоянном напряжении. Быстрый ритм жизни, большой поток информации — всё это приводит к стрессу и депрессии, которые часто называют «болезнями века». Стресс — это напряжённое состояние организма, как физическое, так и психическое. Сегодня стресс вошёл в жизнь практически каждого современного человека и неизбежно проявляется во всех сферах его деятельности. В период постоянных перемен профилактика стресса становится просто необходимой. Конечно, незначительные стрессы в современной жизни становятся неизбежны. Ведь общество и окружающая среда находится в движении, меняются и человеку необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям. В случае, когда человек не способен приспосабливаться к быстрым изменениям, он оказывается в ситуации стресса. При постоянном воздействии на человека, стрессы могут привести к тяжёлым последствиям. Стресс может проявляться как на физиологическом уровне, так и на психологическом.
Головные боли, мигрень, повышенное АД (артериальное давление), боли в сердце, плохой сон или бессонница, кожные раздражения, гастриты, расстройства ЖКТ, нередко развитие язвы желудка.
Раздражительность, потеря аппетита, депрессия, пониженный интерес к социальным контактам, ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, потеря чувства юмора.
Памятка: Как защитить себя от стресса
Профилактика стресса — это важное условие для сохранения эмоционального здоровья. И важно следовать общим принципам по повышению уровня сопротивляемости стрессовым ситуациям. Это продлит вашу жизнь и повысит ее уровень в несколько раз.
Вот способы контроля над неприятными переживаниями:
1.Относитесь ко всему проще
Не стоит принимать все близко к сердцу и переживать из-за каждого пустяка. Учитесь спокойно воспринимать любые события в своей жизни. Представьте, что вы сито, или облако и все стрессы проходят через вас, не оставляя следа.
2.Учитесь позитивному мышлению
Если вас одолевают стрессы, вам поможет позитивное мышление. Его суть в том, что нужно концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.
3.Используйте способы переключения
Вас одолевают неприятные мысли? Не давайте им силу. Переключайтесь. Сместите акценты на внешний мир. Понаблюдайте за тем, что вас способно порадовать. Концентрируйтесь на том, что вы видите и слышите в данный момент.
4. Освобождайтесь от отрицательных эмоций
Подавленные эмоции усиливают стресс и могут привести к депрессии. Поэтому давайте им выход. Естественно, что делать это нужно позитивным способом. Так, чтоб не причинить вред окружающим. Например, поколотить подушки или заняться прощением.
Смех — это лучшая профилактика стресса. Смотрите комедии, используйте смехотерапию, улыбайтесь прохожим.
6.Занимайтесь физическими упражнениями
Спорт помогает справляться со стрессом. Поэтому, если вы хотите сохранить эмоциональное здоровье, запишитесь в любимую спортивную секцию и получайте удовольствие от регулярных тренировок.
7.Будьте благодарны за то, что имеете
Благодарность — очень хороший способ профилактики стресса. Вместо постоянного недовольства, вы начнете получать радость от того, что имеете.
8.Расслабляйтесь
Этот способ очень полезен. Все врачи и психологи рекомендуют ежедневно в течение минут заниматься аутогенной тренировкой для профилактики стресса.
9.Отправьтесь в путешествие
Если конечно любите путешествовать.
Кстати, необязательно ехать в другую страну, можно заняться туризмом даже в родном городе.
Отличное средство для расслабления. Особенно с применением эфирных масел.
11.Бывайте на свежем воздухе
Пребывание на свежем воздухе рекомендуется всем без исключения. Поэтому сделайте себе привычкой ежедневно в течение часа ходить по улицам родного города. А еще лучше совершать прогулки в лесу или парке.
12. Используйте самовнушение
Выберите для себя подходящую информацию и проговаривайте ее вслух или про себя как можно чаще, настраиваясь на нужную волну. Например, если вы волнуетесь, можно говорить следующую формулу: «Внутри и вокруг меня мир и гармония».
13.Найдите себе увлечение
Любимое хобби — замечательная профилактика стресса. Поэтому спросите себя: «Что мне нравится делать?» Возможно, писать стихи, готовить кулинарные шедевры или изучать психологию. Узнали ответ. Хорошо. А теперь, не откладывая, приступайте к интересному занятию.
14.Составьте список того, что вас радует
Уделите несколько минут тому, чтоб написать свои самые любимые способы времяпрепровождения, которые вас могут порадовать. Эти занятия — ваше спасение от стресса.
14.Мечтайте и фантазируйте
В позитивной психологии есть такая техника, которая называется «Визуализация». Ее суть в том, что вы мечтаете о том, чего хотите, делайте это с удовольствием и в настоящем времени. И затем получаете то, что рисовали в своем воображении.
Дневник помогает разобраться в себе, проанализировать свою жизнь и найти выход из сложных ситуаций. А так же ведение записей оказывает функцию психотерапевта, вы пишите о том, что вас тревожит, и вам становится легче.
17.Обратитесь к психологу
Если у вас нервные силы на исходе и вас ничего не радует, обратитесь к психологу. Сейчас достаточно профессионалов в этой сфере, которые вам могут помочь справиться со стрессом.
Педиатры обращают внимание на опасные признаки дыхательной и сердечной недостаточности, выраженной интоксикации организма. Так, если у ребенка отмечается одышка, учащенное дыхание, посинение ногтей и носогубного треугольника или он предъявляет жалобы на дискомфорт в межреберьях или подреберьях, следует незамедлительно обратиться к врачу. Детям и подросткам как не вакцинированной прослойке населения следует особенно беречься, избегать контактов с потенциальными носителями, отказаться от пребывания в местах массового скопления людей, при необходимости находиться там в масках или респираторах.
Омикрон: эпидемиология
Инфекция передается воздушно-капельным, воздушно-пылевым и контактным путем. Заразиться омикроном можно при разговоре, в непроветренном помещении, при употреблении термически не обработанных продуктов, с которыми взаимодействовал заболевший.
Эксперты подчеркивают, что для заражения омикроном достаточно сухих частиц вируса, а не только микрокапель, выделяемых при чихании и кашле. Это говорит о возрастающей необходимости антисептической обработки рабочих поверхностей.
Инкубационный период (время, прошедшее от контакта с носителем инфекции до появления первых симптомов заболевания) может отличаться в зависимости от возраста, сопутствующих заболеваний, уровня иммунитета, количества вирусных частиц, проникших в организм, но в среднем составляет от 1 до 3 дней (против 5 – 7 дней при дельте).