Буклет как улучшить память

-классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам;

Буклет: "Развитие памяти младших школьников"

В буклете представлена краткая информация о памяти и ее развитии.

Просмотр содержимого документа
«Буклет: “Развитие памяти младших школьников”»

Запоминание – это процесс памяти, направленный на закрепление в сознании новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией.

Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация в психике закрепленной ранее информации.

Двигательная, эмоциональная, словесно-логическая и образная память (то, что запоминает человек: предметы, явления, мысли, движения, чувства).

Произвольная и непроизвольная память (то как человек запоминает: случайно или преднамеренно).

Кратковременная, долговременная и оперативная память (как долго сохраняется запомненное)

Двигательная память – позволяет запоминать движения и действия.

Эмоциональная память – помогает помнить чувства, эмоции, переживания.

Словесно-логическая память – выражается в запоминания, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок.

Произвольная память – предполагает наличие специальной цел запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы (производит волевые усилия).

Непроизвольная память – не предполагает специальной цели запомнить или вспомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются сами собой.

Кратковременная память – имеет длительность несколько секунд или минут.

Долговременная память – обеспечивает продолжительное сохранение материала.

Оперативная память – запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.

Точность памяти – отсутствие пропусков и искажений существенного

Готовность памяти – умение быстро извлекать из кладовых памяти то, что необходимо в данный момент

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания уделять развитию различных видов памяти, внимания и воображения, тем выше интеллектуальный потенциал ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Задача родителей и учителей состоит в том, чтобы оказать помощь школьнику в систематизации полученных знаний, т. е. сделать их комфортными для хранения и дальнейшего воспроизведения.

Чтение книг, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Для учителей будет актуальным вопрос, как организовать информацию, чтобы школьники легче запоминали материал. Есть несколько условий для оптимальной работы памяти:

Сформировать мотивацию. Поощрение позитивных действий. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

Яркие впечатления. Подача информации должна быть насыщена эмоциональной составляющей, это провоцирует интерес у ученика и материал запоминается легко и надолго.

КОнцентрация.

-группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям):

-выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (примеры, тезисы, заглавия);

-классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам;

-структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

-схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах;

-аналогия – установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов;

-мнемотехничекие приемы – совокупность готовых, известных способов запоминания.

«Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память — аккумулятор человеческого гения»

Буклет “Рекомендации по развитию памяти”

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Главное активное вещество во всех этих продуктах – лютеолин. Лютеолин также содержится в мяте и ромашке. Так что к улучшающим память средствам можно отнести мятный и ромашковый чаи.

Витамины, необходимые мозгу для улучшения запоминающих функций:

Витамин С – содержится в больших количествах в сладком болгарском перце, киви, авокадо, в черной смородине, в цитрусовых, клубнике, помидорах, ананасах, такой зелени как лук, салат, петрушка и шпинат.

Витамин В1 – этот витамин можно получить из грецких орехов, гороха, пшеничных отрубей, круп, макарон из твердых сортов пшеницы, яичного желтка и постного мяса.

Витамин В2 – влияющий на способность кон-центрировать память. Этим витамином богаты обезжиренное молоко и молочные продукты (творог, сыр, простокваша).

Витамин В12 – борется против утомляемости и способствует лучшему запоминанию. Наибольшее количество этого витамина содержится в молоке, в мясе, а конкретнее, в субпродуктах – печени, сердце, почках.

Витамин Е – предотвращает ухудшение памяти. Содержится в больших количествах в орехах, семечках, зеленых листовых овощах, буром рисе, яйцах и в цельнозерновых.

Витамин К – содержится в больших количествах в брокколи, зеленых листовых овощах, а так-же в зеленом чае, морской капусте, кабачках

«Голова без памяти — все равно, что крепость без гарнизона»

«Тверже запечатлевается в памяти то, над чем мы больше трудились»

«Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память — аккумулятор человеческого гения»

hello_html_313cdc4f.png

hello_html_27069f9c.png

Память, один из психических процессов, который можно развивать с наибольшей эффективностью.

Ниже приведены игры и упражнения, развивающие память в младшем школьном возрасте.

Взрослый выкладывает перед ребенком 6 – 7 предметов. Попросит его посмотреть и запомнить предметы, а потом отвернуться. В это время взрослый убирает, добавляет предмет или меняет его место расположения, а затем предлагает ребёнку угадать, что изменилось. Постепенно можно увеличивать количество предметов до 10-15.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Потребуется 2 «одинаковых» рисунка с некоторыми отличиями. В начале, показывается первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего взрослый предлагает найти различия по памяти, которые ребенок называет или записывает на листке.

Для этой игры понадобится 30-40 палочек. Выложите на столе 1-3 геометрические фигуры, сложенные из палочек, через 1-2 секунды накрой-те их листом и просите выложить точно такие же. Затем сравните с образцом.

Взрослый показывает ребёнку движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а ребёнок повторяет все кроме одного.

Играющим надо по очереди называть разные слова – существительные. Каждый раз перед тем, как назвать свое слово, игрок называет все слова, которые были названы раньше. Попробуйте поиграть всей семьёй! Сколько слов Вы сможете запомнить и назвать?

Например: 1 – молоко; 2 – молоко, машина; 3 – молоко, машина, мед; 4 – молоко, машина, мед, муха и т. д. Это пример более сложного варианта, когда надо придумать слова на одну букву. Для начала достаточно придумывать любые слова – существительные.

Инструкция. Сейчас я покажу тебе подряд не-сколько картинок (от 5 до 10). Запомни их в таком же порядке и нарисуй на листе бумаги.

Примечание. Начать стоит с предметных картинок, а затем перейти к абстрактным символам, знакам.

Взрослый зачитывает 10 слов. Ребенку нужно запомнить слова в том же порядке, как они были предъявлены. Например: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Взрослым зачитываются слова. Ребенок должен постараться запомнить их попарно. Затем зачитываются только первые слова каждой пары, а ребенок записывает второе.

Закрой глаза и представь соответствующие картинки, названия которых я произнесу. “

А теперь вспомни и запиши названия картинок. Чем больше ребенок вспомнит образов, тем упражнение выполнено успешнее.

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Хорошая память — это дар с рождения, а феноменальная — результат тренировок! Забываешь, зачем подошел к холодильнику, с трудом запоминаешь номера телефонов и постоянно опаздываешь на встречи, потому что совсем о них не помнишь? Не переживай, память не только можно, но и нужно развивать! Ведь тот, кто владеет информацией, владеет миром. А для этого твой мозг должен работать максимально продуктивно. В этой статье ты познакомишься с простыми приемами, которые помогут «пробудить» твою память. Запоминать сложные цифровые комбинации, конечно, не обещаем, но улучшить память — вполне!

Приложения для развития памяти

Каждый день мозг получает массу нужной и ненужной информации из соцсетей, книг и других источников. Чтобы справиться с потоком данных и избежать мозгового сбоя, необходимо тренировать свою память. Приложения для смартфонов тебе в помощь!

Комплекс мозговых тренировок включает упражнения на память, быстрый подбор слов, взаимодействие с геометрическими фигурами, ловкость, работу с числами и прочее.

Тренировки полностью построены на интерактиве. Здесь и реальные персонажи, и полноценные мини-игры. Тебе придется запоминать имена и фамилии собеседников, прокладывать оптимальный путь от одного объекта до другого, а также решать простые головоломки.

Один из самых эффективных способов развить внимательность, зрительную память и стать более сосредоточенным. Таблица представляет собой хаотичное размещение на квадратном поле цифр или букв, которые требуется сложить в нужном порядке: по возрастанию или убыванию.

Если хочешь, чтобы на принятие важных решений уходило меньше времени, а внимательность стала твоим коньком, качай это приложение! 30 уникальных заданий направлены на проработку почти всех способностей мозга.

Не зря когда-то великий Гаусс сказал, что математика — царица наук. Ведь именно работа с цифрами и числами является лучшей тренировкой для мозга! Данное приложение предлагает действенные упражнения для развития навыков в сфере быстрых арифметический вычислений.

Комплексный тренажер состоит из всевозможных упражнений на логику, внимание и память. Несколько уровней сложности, подсчет статистики, возможность соревноваться с другими игроками по сети, полный анализ результатов — чем не личный тренер для твоего мозга?

С трудом удается подсчитать счет в кафе? Тогда это приложение для тебя! Оно поможет развить стратегическое мышление и подтянуть математику, заново вспомнив таблицу умножения.

Приложение направлено на развитие памяти и математических способностей, концентрацию внимания и умение анализировать. Перед запуском будет предложен короткий тест, определяющий твой уровень. Кстати, все вопросы и задания на английском!

Заботиться о памяти, несомненно, стоит и в 20, и в 30, и в 40 лет. Однако после 50 вопрос о сохранении и восстановлении когнитивных функций, как правило, встает более остро. Так почему же с расстройством памяти чаще сталкиваются именно пожилые, то и дело получая «скидку на возраст»? Между ухудшением работы мозга и преклонными годами существует прямая зависимость. Ведь организм стареет, и риск того, что он «обзаведется» различными хроническими заболеваниями, растет. Подобное, безусловно, происходит далеко не всегда. В то время как остановить естественные физиологические процессы не по силам никому. Согласно нейропсихологическим исследованиям, физиологические возрастные изменения когнитивных функций, имеющие между тем непрогрессирующий характер, происходят в возрасте от 40 до 65 лет [5] .

Тренировка памяти: способы и методики для взрослых

Чаще всего человек задумывается о состоянии своей памяти только после того, как сталкивается с какими-то сбоями. Причем принято считать, что нарушения мнемонической (запоминательной) функции мозга — проблема пожилых. И действительно, от 39 до 82% людей старше 50 лет жалуются на незначительное ухудшение когнитивных функций головного мозга, в том числе памяти [1] . А умеренные когнитивные расстройства среди представителей данной возрастной группы встречаются в 40–80% случаев [2] . Между тем забывчивости подвержены люди всех возрастов. Чтобы память не подводила, ее можно тренировать. О том, какие есть способы и упражнения для развития памяти, расскажем в статье.

Здесь требуется подготовить не связанные между собой по смыслу пары слов.

Как развивать память, внимание и мышление

Регулярные тренировки — залог успеха в развитии памяти и внимания, потому что мозг — такая же мышца, которую можно и нужно «качать». Только здесь обычным спортзалом здесь не обойтись.

Стать внимательнее поможет комплекс упражнений. С одной стороны, это специальные игры и задания, которые можно выполнять на школьных уроках. С другой стороны, это банальное наблюдение за всем, что нас окружает.

Объём и точность запоминания помогают тренировать специальные задания, адаптированные по уровню сложности, как, например, на курсе «Развитие памяти и внимания», и регулярная когнитивная нагрузка.

Кроме того, память, внимание и мышление неразрывно связаны, поэтому, чтобы прокачать мозг по полной, нужно развивать каждый из этих навыков отдельно и в комплексе.

Этот метод помогает развивать фотографическое запоминание у взрослых и детей. Суть в том, что нужно смотреть на объект в течение 5 минут и делать это внимательно, ни на что не отвлекаясь. Старайтесь подметить самые мелкие детали. Потом отойдите или просто закройте глаза, а затем воспроизведите в уме целостный образ предмета. Если так делать регулярно, то навык фотографической памяти будет у вас в арсенале.

Тренажеры

В наш замечательный XXI век существует масса способов самосовершенствоваться. Например, тренажеры помогают быстро, планомерно и эффективно развивать разные виды памяти в домашних условиях всего за 10–15 мин в день.

Найти монетку – увеличивает объем зрительной и пространственной памяти, тренирует концентрацию внимания.

В этом игровом тренажере вам нужно посетить множество домов в густонаселенном микрорайоне. Задача – собрать все монетки. При этом нельзя попадать в те места, где вы уже были.

Бриллианты – развивает объем, улучшает точность и скорость запоминания. Также развивает внимание и улучшает ее свойства.

Вам нужно запомнить последовательность возникновения закрашенных ячеек и после сигнала заполнить свои ячейки так же, как было в примере.

Буквенный охват – развивает объем, совершенствует точность и семантическую память.

На экране появляется набор случайных букв. Ваша задача – запомнить их в той последовательности, в которой они появлялись.

Простое сравнение – тренирует вербально-логическую, рабочую память и внимание.

Нужно сравнивать утверждения. Здесь может встречаться подвох, поэтому будьте внимательны.

Похожие картины – тренирует память на лица, эйдетическую и невербальную, образное мышление. Прокачивает способность к быстрому запоминанию и воспроизведению на слух, придумыванию новых идей.

Нужно запоминать расположение объектов, потом указывать, что изменилось на картинке. С каждым уровнем задания усложняются.

Ожирение — фактор риска когнитивного спада. Избыточный вес может вызывать Obesity Weighs down Memory through a Mechanism Involving the Neuroepigenetic Dysregulation of Sirt1. изменения в связанных с памятью генах в мозге, отрицательно влияя на память.

Чрезмерное употребление сахара приводит Short-term exposure to a diet high in fat and sugar, or liquid sugar, selectively impairs hippocampal-dependent memory, with differential impacts on inflammation. ко множеству проблем со здоровьем, включая ухудшение когнитивных способностей. Исследования показывают Sugary beverage intake and preclinical Alzheimer’s disease in the community. , что несбалансированное питание может вызвать ухудшение памяти и уменьшение объёма мозга, особенно на участках, отвечающих за запоминание.

Сокращение количества сахара в рационе поможет избежать подобных проблем и в целом положительно отразится на здоровье.

Советы, о которых пойдет речь дальше, полезны как для 20-летних, так и для пожилых людей. В каждом возрасте соблюдение этих правил поможет замедлить старение мозга и ухудшение памяти.

Что делать, чтобы укрепить память

Когда человек, казалось бы, еще совсем молодой, полный сил и запала, его мозг уже начинает медленно стареть. Это физиологический процесс, который предотвратить или остановить нельзя. Однако существуют способы, с помощью которых можно его замедлить и улучшить память в любом возрасте. И кстати, для разных возрастных категорий существуют свои методы для развития и укрепления памяти.

Улучшение памяти в детском возрасте

Интеллектуальные игры. Все дети любят игры. Но родители должны понимать, что среди огромного множества современных игр есть как совсем бесполезные, так и очень ценные для развития памяти ребенка. В наше время несложно подобрать для крохи интеллектуальную игру, которая бы его заинтересовала, а это – лучшая тренировка для развивающегося мозга. Упор на однозадачность. В детском возрасте важно научиться сосредотачиваться на одной задаче, а не распылять внимание сразу на несколько дел. Чтобы мозг научился правильно усваивать (запоминать) информацию, не стоит позволять ребенку делать домашнее задание или разучивать стихи под телевизор или компьютер. Упражнения на визуализацию. Это хорошее упражнение для развития памяти у маленьких детей. Попросите малыша визуализировать услышанную информацию. Например, вы прочитали, что за столом сидит 5 человек. Пусть малыш нарисует или опишет словами этот стол и людей: кто это, какие они, какой стол, где он стоит и т. п. Или, посмотрев на какой-то предмет, пусть малыш попробует его нарисовать. Это также отличная тренировка для памяти. Пусть ребенок объяснит вам. Во время объяснения он покажет, как и насколько хорошо понял и запомнил новую информацию. Например, если ребенок увлекается какой-то игрой, пусть он вам как можно детальнее объяснит, что это за игра и как в нее играть. Или пусть объяснит тему, которую сегодня проходил в школе. Важность правильного сна и отдыха. Чтобы головной мозг мог правильно функционировать, он нуждается в качественном отдыхе. Полноценный сон и частые прогулки на свежем воздухе также способствуют укреплению памяти ребенка. Кстати, многие родители позволяют детям засыпать под телевизор или смартфон. И это очень вредно для мозга. Засыпание под мерцающий экран делает сон беспокойным и поверхностным, из-за чего мозг не получает надлежащего отдыха, а значит, на следующий день он не сможет правильно обрабатывать и запоминать информацию. Здоровое питание и физическая активность. Более детально о пище для укрепления памяти поговорим чуть позже. А пока скажем, что головному мозгу для правильного развития необходимы определенные полезные вещества, которые организм может получить только из пищи. Второй важный момент в работе укрепления детской памяти – физическая активность. Исследования показали, что у малоподвижных детей мозг работает хуже, а взаимосвязь между нейронами нарушается, из-за чего возможны проблемы с памятью.

Укрепление памяти у взрослых

Советы, о которых пойдет речь дальше, полезны как для 20-летних, так и для пожилых людей. В каждом возрасте соблюдение этих правил поможет замедлить старение мозга и ухудшение памяти.

Физическая активность. По мере старения головной мозг теряет способность вырабатывать новые нейроны, что ведет к снижению когнитивных функций и нарушению памяти. Но последние научные исследования показали, что выполнение физических упражнений способно активизировать производство новых клеток головного мозга, улучшать память и способность к обучению. Физическая активность увеличивает приток крови ко всем органам, в том числе и к головному мозгу, что способствует сохранению остроты памяти. Чтобы мозг функционировал правильно, специалисты советуют ежедневно гулять на свежем воздухе, и лучше, если это будет бег трусцой или спортивная ходьба. Тренируйте свой мозг. Подобно мускулатуре, которая для поддержания формы нуждается в регулярных тренировках, головной мозг для сохранения своей активности также требует постоянных нагрузок. Поддержать остроту памяти помогут кроссворды, тетрис, игры на запоминание слов и мобильные приложения для развития памяти. Прогуливаясь по городу, полезно выбирать альтернативные маршруты. Например, постарайтесь пройти дорогу от точки А к точке Б не по привычному маршруту, а через множество переплетенных улочек, вспоминая куда ведет каждая из них. Также полезно во взрослом возрасте научиться играть на музыкальном инструменте или заняться изучением нового языка. Это очень хорошая тренировка для памяти. Планирование и организация. Чтоб избежать забывчивости, все задачи, встречи и важные события фиксируйте в записной книжке или электронном планировщике. Чтоб «закрепить» эту информацию в памяти, каждую запись полезно повторить себе несколько раз вслух. Но делать это надо не «на автомате», а осознанно. Список запланированных дел полезно постоянно держать перед глазами. Кроме того, забывчивость будет меньше напоминать о себе, если выделить для кошелька, ключей, очков и других важных предметов постоянные места. Не делайте одновременно несколько дел. Постарайтесь как можно меньше отвлекаться, когда выполняете задачу, требующую запоминания информации. Это сделает процесс запоминания более легким и быстрым. Развивайте внимательность. Внимательность – это состояние, которое можно и следует развивать. Внимательные люди реже жалуются на забывчивость и провалы в памяти, нежели рассеянные личности. К тому же внимательность помогает быстрее и легче запоминать информацию, формировать новые воспоминания и дольше сохранять хорошую память в преклонном возрасте. Здоровый сон. Наш мозг устроен таким образом, что для долгосрочного запоминания ему нужен здоровый сон. То есть новую информацию, полученную днем, мозг обрабатывает и сортирует в ячейки памяти во время определенных фаз сна. То есть полноценный ночной отдых помогает закрепить воспоминания в мозге. Если сон поверхностный, краткосрочный, с частыми пробуждениями, мозг не в состоянии запомнить полученные данные. Здоровое питание. Огромное влияние на когнитивные способности имеет диета. Поэтому в любом возрасте важно придерживаться правил здорового, сбалансированного питания. Не злоупотребляйте сахаром. Все знают, что для правильной работы мозгу нужны углеводы. Но это вовсе не значит, что можно злоупотреблять сладостями. Скажем больше, исследования показывают, что чрезмерное увлечение сахаром может вызывать уменьшение объема той части мозга, которая отвечает за кратковременную память. Откажитесь от вредных привычек. Курение, злоупотребление алкоголем, наркомания – все это влияет на кровообращение в головном мозге и способствует нарушению памяти. Кроме того, ученые обнаружили интересную закономерность: когда концентрация алкоголя в организме превышает 0,08 г на 1 мл крови, в головном мозге начинаются процессы, которые ведут к ухудшению памяти. Следите за состоянием здоровья. Существует много заболеваний и состояний, на фоне которых может ухудшаться память. В первую очередь, это такие как сахарный диабет, повышенный уровень холестерина, ожирение, анорексия. Все перечисленные расстройства вызывают в организме процессы, которые непосредственно или косвенно влияют на остроту памяти и мышления. Проблемы с памятью могут появляться даже в молодом возрасте на фоне депрессии, приема некоторых лекарств (например, снотворных, антидепрессантов и др.), авитаминоза, злоупотребления алкоголем, потери слуха, болезней щитовидной железы, почек или печени. Поэтому, чтобы избежать возможных осложнений в виде провалов в памяти, необходимо соблюдать программу лечения основного заболевания. Часто память ухудшается на фоне гипертонии, поэтому важно следить за своим АД и не допускать прогрессирования болезни. Повышенное кровяное давление препятствует достаточному притоку крови к головному мозгу, что в пожилом возрасте повышает риск развития деменции.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector