Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение еще никем не доказано.
- Буклет “Профилактика суицидального поведения у подростков (Что делать и как помочь?)”
- Краткое описание документа:
- Буклет "Профилактика суицида в школе"
- Просмотр содержимого документа «Буклет “Профилактика суицида в школе”»
- Памятка по профилактике суицида "Шаг в никуда. Как предотвратить суицид"
- Профилактика суицидального поведения. Памятки. Рекомендации. Буклеты
- Профилактика суицидального поведения
- Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательной организации
- Как предотвратить самоубийство
- Как предотвратить самоубийства
- Памятка для педагогов и родителей “Как предотвратить подростковый суицид?”
- Советы психолога: как отговорить от суицида человека
- Как предотвратить детский суицид?
Буклет “Профилактика суицидального поведения у подростков (Что делать и как помочь?)”
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение еще никем не доказано.
Самоубийство Совершают психически неполноценные люди. Исследования показали: 80-85% суицидентов были вполне здоровыми людьми.
Самоубийство Невозможно предсказать . Период кризиса – явление временное и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи, поддержке. Получив это, человек отказывается от своих намерений.
1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% – это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: “Сделай то-то и то-то, а то я…”
2. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие дети могут начинать заниматься экстримом, пристращаются к алкоголю и наркотикам.
3 . Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.
4 . Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать ребенка от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.
Подростки из конфликтных и асоциальных семей, а также подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.
Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.
Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).
Прощание в различных формах (например: Письменные указания, раздача ценных вещей).
Внешняя удовлетворённость , т. к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.
• Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
• Социально-экономическая дестабилизация и отсутствие морально-этических ценностей;
• Алкоголизм и наркомания среди родителей, а не редко и среди самих подростков;
• Жестокое обращение с подростком;
• Низкая самооценка, трудности в самоопределении, неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла жизни;
• Бедность эмоциональной и интеллектуальной сфер;
Суицид – это не повод для публичного обсуждения в коллективе детей;
Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без внимания;
Дать возможность высказаться и внимательно выслушать;
Не употреблять общие фразы “Да ты не думай об этом”, “Ну, всё не так плохо”, “Не стоит этого делать” и т. д. Это может привести к обратному эффекту;
Отговаривая, Не давить на чувство долга. Это может подтолкнуть к роковому шагу: “А вот посмотрим, значу ли я что-нибудь для вас! “;
Установить доверительные, заботливые взаимоотношения, проявлять интерес к любым проблемам;
Не стыдить! Не спорить! Спор блокирует дальнейшее обсуждение;
Задавать прямые вопросы: “Ты думаешь о самоубийстве. Каким образом? Что будет потом?”. Не бойтесь говорить об этом с подростком. Открытое обсуждение планов и проблем снижает тревогу. Беседы не могут спровоцировать убийство, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, обсуждение же помогает “выпустить пар”, выплеснуть эмоции;
Обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
Помогать подросткам ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
Ни при каких обстоятельствах Не применяйте наказания ;
Будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с детьми;
При малейшем подозрении на суицид – Обращайтесь к специалистам!
От заботливого человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. Самое главное, надо научиться принимать детей такими, какие они есть. Ведь это мы, взрослые, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
Лучшая профилактика суицидального поведения – своевременно оказанная педагогическая и психологическая поддержка!
Краткое описание документа:
Суицид (в узком, медико-биологическом смысле) – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Об актуальности этой проблемы свидетельствует статистика:
Самоубийство является 13-й по счету причиной смерти во всем мире.
· В России, согласно данным Госкомстата, самоубийство как причина смерти находится на пятом месте в ряду других причин (после болезней сердечно-сосудистой системы, несчастных случаев и других заболеваний).
· В настоящее время Российская Федерация занимает 2-е место, по уровню завершенных самоубийств, 1- по числу самоубийств среди подростков и пожилых людей.
· За последнее десятилетие в России частота суицидов среди подростков возросла почти в 3 раза. Самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в молодости. По словам Павла Астахова, в России ежегодно происходит более 4 тыс. попыток самоубийств среди подростков. Около полутора тысяч из них – завершенные.
· В нашей стране каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
· У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли.
Оказывается, что подавляющая, непропорционально большая часть случаев приходится на долю юношей и девушек в переходном возрасте. По мнению специалистов, подростковая психика предрасположена к суициду. На сухом языке медицины это называется специальным термином — «пубертатный суицид», то есть самоубийство, совершенное в пору полового созревания.
Буклет создан в помощь психологу, классному руководителю, завучу, родителям, как краткое руководство “Что делать и как помочь?” в ситуации, когда вы чувствуете или подозреваете, что у вас в семье, классе, школе есть подросток, предрасположенный к суицидальному поведению, либо с уже совершенными попытками суицида (парасуицида).
Материалл может быть использован для проведения родительских всеобучей в школах и отдельных классах на родительских собраниях.
Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).
Буклет "Профилактика суицида в школе"
Информация, собранная в данном буклете, поможет родителям, классным руководителям распознать суицидальные намерения подростков. Поможет увидеть отклонения в поведении подростка, также здесь указаны причины такого поведения, опасные ситуации на которые необходимо обратить внимание, как родителям, так и педагогам, рекомендации по оказанию первичной помощи подросткам.
Просмотр содержимого документа
«Буклет “Профилактика суицида в школе”»
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об Этом, то значит, Этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).
Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Оказание первичной помощи в беседе с подростком
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
Внимательно слушать собеседника, т. к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
Правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
Не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
Не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
Постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
Не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
Стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Внимание. Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.
Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.
– перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
Памятка по профилактике суицида "Шаг в никуда. Как предотвратить суицид"
Суицид (от англ. «самоубийство») – следствие болезненного и мучительного, духовного и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла жизни, уход от решения проблемы.
КАК РАСПОЗНАТЬ ПОДРОСТКА, ОБДУМЫВАЮЩЕГО САМОУБИЙСТВО?
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут
Прямо говорить о своем намерении: «Лучше бы мне умереть»; «Вы еще пожалеете, когда я умру!». Косвенно говорить о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»; «Скоро все проблемы будут решены». Много шутить на тему самоубийства. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
1) Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2) Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
– пропускать занятия, не выполнять домашних заданий, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, находиться в подавленном настроении;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
– ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
– социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным;
– живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье в отношениях с родителями или родителей друг с другом);
– ощущает себя жертвой насилия физического, сексуального или эмоционального;
– имеет склонность к самоубийству впоследствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
– перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать, а не осудить. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не так давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Один философ, занимавшийся вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!
Вывод. Суть любой поддержки человека, находящегося в ситуации депрессии, когда фундамент смысла жизни из-под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение «нужности» и необходимости того, что он в этом мире кому-то нужен. Поддержите ребенка добрым словом, покажите ему, что он значим для вас, что вы его уважаете, ждете, рады видеть, нуждаетесь в его помощи. Скажите, что вы всегда готовы оказать ему помощь и поддержку. Что он может всегда к вам обратиться, может позвонить в любое время суток!
Обязательный контроль допуска детей в учреждение, их посещаемости с обязательным установлением причин отсутствия, соблюдения профилактических мер осуществлять в усиленном режиме.
Профилактика суицидального поведения. Памятки. Рекомендации. Буклеты
Дополнительное информирование родительской общественности по соблюдению правил в случае выявления больных в домашних очагах, недопущению в детские сады и школы детей с малейшими признаками заболевания.
Обязательный контроль допуска детей в учреждение, их посещаемости с обязательным установлением причин отсутствия, соблюдения профилактических мер осуществлять в усиленном режиме.
Усилить контроль за соблюдением мер профилактики COVID-19 в детских организованных коллективах; исключить посещение родителями иными лицами образовательных учреждений.
До прибытия «Скорой помощи» покушавшийся на свою жизнь должен находиться под твоим постоянным контролем. В подобной ситуации ему ни в коем случае нельзя читать нотации и даже малейшим намеком оскорбить или унизить его человеческое достоинство.
Профилактика суицидального поведения
В целях профилактики суицидального поведения, исключения факторов бродяжничества, беспризорности, правонарушений
И антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления
И устранения причин и условий, способствующих этому, разработаны брошюры и буклеты по профилактике суицидов среди несовершеннолетних.
В буклете отражена информация для родителей по профилактике суицидальных намерений у несовершеннолетних, перечислены основные признаки суицидального поведения, даны рекомендации как вести себя при этом с ребенком
В буклете даны советы детям как в любой неприятной ситуации находить все то, что дает силы в жизни, настраиваться на позитивные жизненные цели и ориентиры
В памятке отражены рекомендации родителям по определению признаков суицидального поведения у детей, как реагировать, куда обращаться, телефоны помощи
Брошюра “Как предупредить детский суицид». Методические рекомендации для специалистов.
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в Российской Федерации является одной из главных задач.
Частыми причинами, которые толкают детей, в особенности подростков на суицид, являются:
– безответная первая любовь или первая измена любимого человека,
– зависимости (компьютерная, алкогольная, наркотическая);
– беременность в раннем возрасте провоцирует в 21% случаев суицид среди девушек;
– первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни;
– третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка.
Подбирайте ключи к разгадке суицида. Примите суицидента как личность. Установите заботливые взаимоотношения. Не спорьте. Будьте внимательным слушателем. Задавайте вопросы. Не предлагайте неоправданных утешений. Предложите конструктивные подходы.
В буклете описывается, что такое суицид, что в поведении подростка должно насторожить:
- Резкое снижение успеваемости; Подавленное настроение, раздражительность; Резкое изменение поведения; Наличие примера суицида в ближайшем окружении; Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь (разговоры о нежелании жить—попытка привлечь внимание взрослых к себе и своим проблемам); Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях); Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми; Несчастная любовь или разрыв романтических отношений; Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание); Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха; Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства); Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).
Изоляция (чувство. Что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя); Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего); Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Иногда в жизни случаются такие ситуации, когда начинает казаться, что ничего нельзя исправить, а душевная боль никогда не кончается…Если ты решил самостоятельно бороться за свое душевное равновесие, тебе могут помочь некоторые советы:
Начни свой день оптимистично. Как только проснулся, скажи себе, что ты уникальный человек, заслуживающий всего самого лучшего в жизни. Ставь себе реальные цели. Достигая цель за целью, ты приобретешь уважение окружающих и вырастешь в собственных глазах. Прими и полюби себя. Если ты хочешь, чтобы другие тебя любили, уважали и ценили, сделай это, прежде всего, сам для себя. Приняв и полюбив себя, ты удивишься как поменяют к тебе отношение другие люди. Никогда не сдавайся. У каждого бывают неудачи, но это не повод бросать начатое или сходить с пути. Смотри в лицо своим страхам. Не позволяй плохим чувствам одолевать себя. Самосовершенствуйся. Старайся каждый день узнавать новые вещи, знакомься с новыми людьми, читай новые книги, избавляйся от вредных привычек или качеств. Помни, самооценка зарождается изнутри. Если тебе трудно. Ты всегда можешь позвонить на детский телефон доверия с единым общероссийским номером
Что необходимо предпринять, если друг находится в кризисном состоянии:
- Рассказать о своих подозрениях старшим (педагогам); Поговорить с человеком о его переживаниях; Посоветовать обратиться за помощью к психологу. Если человек не может позвонить в службы экстренной психологической помощи (на детский телефон доверия с единым общероссийским номером), можно позвонить туда самому с целью получения рекомендаций консультанта.
Информационный буклет о едином общероссийском детском телефоне доверия 8-800-2000-122.
- Когда не знаете как себя вести в тех или иных ситуациях, связанных с воспитанием подростка; Когда произошел конфликт и в связи с этим не покидает тревога; Подросток замкнулся и не хочет общаться; Подросток отказывается ходить в учебное заведение; Подросток часто бывает неорганизованным, у него плохая успеваемость; У вас есть опасения по поводу того, что подопечный употребляет наркотики (курит, употребляет алкоголь); Грамотно урегулировать возникающие педагогические и психологические ситуации; Справиться с личностными проблемами; Узнать информацию о психологических службах и организациях области, оказывающих помощь родителям и детям.
По этим и другим вопросам можно обратиться к специалистам «Телефона доверия»
Что нужно сделать для того, чтобы помочь при потенциальном суициде?
Подбирайте ключи к разгадке суицида. Примите суицидента как личность. Установите заботливые взаимоотношения. Будьте внимательным слушателем. Не спорьте. Задавайте вопросы. Не предлагайте неоправданных утешений. Предложите конструктивные подходы. Вселяйте надежду. Оцените степень риска самоубийства. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Обратитесь за помощью к специалистам. Сохраняйте проявления постоянной заботы и поддержки.
Правила поведения при обнаружении попытки самоубийства: Обратимся к ситуации, когда самоубийце так и не удалось реализовать свой замысел до конца. То ли в силу неопытности (все-таки, наверное, не каждый день вешается), или благодаря стечению обстоятельств – случайно помешали, или выпил не те таблетки.
Неважно, какой именно способ ухода из жизни выбран, главное – человек пришел к мысли о самоубийстве и попытался его осуществить. Этого уже больше чем достаточно, чтобы вызвать «Скорую помощь».
До прибытия «Скорой помощи» покушавшийся на свою жизнь должен находиться под твоим постоянным контролем. В подобной ситуации ему ни в коем случае нельзя читать нотации и даже малейшим намеком оскорбить или унизить его человеческое достоинство.
НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ смеяться над его проблемами и причинами, подтолкнувшими к самоубийству. Они могут показаться тебе нелепыми и даже смешными, но…
Информация о службах оказывающих экстренную психологическую помощь населению на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
С целью оказания экстренной психологической помощи населению на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляют свою деятельность:
- Единая социально-психологическая служба «Телефон доверия»:8 800-101-12-12, 8 800-101-12-00; Служба экстренной психологической помощи с единым общероссийским номером «Детский телефон доверия» (Фонд поддержи детей, подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации): 8 800-2000-122; «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»: 8-800-775-17-17
Служба экстренной психологической помощи по телефону доверия оказывает срочную анонимную, бесплатную психологическую помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, содействуют снижению психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, способствуют укреплению психического здоровья и формированию психологической культуры населения.
БУ ХМАО-Югры «Центр медицинской профилактики»:
Г. Ханты-Мансийск, ул. Карла Маркса, д.34, тел. 8 (3467) 31-84-66
Многие думают, что когда у них будет много денег и все прелести жизни, они станут счастливыми. Они не ценят то, что им дано сегодня и сейчас. Научитесь радоваться каждой минуте своей жизни, полюбите окружающих Вас людей, благодарите за то, что у Вас уже есть и тогда к Вам придет то, чего Вы хотите.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательной организации
Многие думают, что когда у них будет много денег и все прелести жизни, они станут счастливыми. Они не ценят то, что им дано сегодня и сейчас. Научитесь радоваться каждой минуте своей жизни, полюбите окружающих Вас людей, благодарите за то, что у Вас уже есть и тогда к Вам придет то, чего Вы хотите.
Нужно научиться в любой неприятной ситуации находить все то, что дает тебе силы в жизни. Измени свое отношение к любой проблеме. Если уже что-то случилось, не нужно переживать, а лучше подумать, как решить проблему, ты можешь обратиться за помощью к близким людям: маме, папе, учителям.
Трудности в жизни есть всегда и у каждого. Преодолевая их, мы становимся сильнее.
Измени свое отношение к проблемам, и они все реже будут приходить к тебе.
Порой человек переживает сильные неудачи. Самое главное – не замыкаться на проблеме, мучающей тебя. Вспомни, какое занятие приносит тебе хорошее настроение и попробуй отвлечься. Занимаясь любимым делом, ты постепенно забудешь о неудачах, из-за которых так страдаешь. Постарайся проводить больше времени с близкими людьми.
Когда ничего не ладится, махнув на все рукой, хочется сказать: “Все пропало! Я уже ничего не могу сделать!”. Борись до конца, сделай все возможное и невозможное, для того чтобы преодолеть любые жизненные ситуации, упорство всегда приносит победу.
- Научись сполна наслаждаться минутами жизни. Когда ты думаешь о чем-то плохом, сядь удобно, расслабься, закрой глаза и скажи себе: “Меня ничего не беспокоит. У меня все в порядке”. Учись на любую ситуацию смотреть с юмором, а для этого посмотри на себя со стороны. В любой ситуации в жизни можно найти что-то хорошее и смешное. Смотри на то, что с тобой происходит не с плохой стороны: «У меня все плохо», а с хорошей (например, если тебя облили супом, это плохо, но зато ты постирал одежду). Не надо вспоминать прошлое. Прошедшие беды бессильны, они уже не могут обидеть тебя, забывай обиды и поражения, не вспоминай о том, чего уже не вернуть. В самые трудные минуты нужно держать себя в руках. Думать о тех, кто тебя окружает, о своих родных. Самые плохие времена все равно проходят. И всегда находится решение любой проблемы. А жизнь только одна. Мы не имеем права уходить из жизни сами. Свою жизнь надо любить и дорожить ею. Потому что нет на земле ни одного точно такого же человека как ты. Радуйся жизни, небу, солнцу, облакам, улыбкам и радуге на небе. Помни, что рядом есть всегда люди, готовые тебе помочь!
Памятка для родителей Родителям о суициде
- Что можно сделать для того, чтобы помочь детям, склонным к суициду: Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребенка. Дети, которые хотят закончить жизнь самоубийством особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь плохой? Kaк ты думаете, почему у тебя появились эти чувства?». Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с Вами, будет большим облегчением для отчаявшегося ребенка. Необходимо выяснить причину, которая тревожит ребенка. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?» Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения ребенка могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и заканчивая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, эмоциональные нарушения. Чем более разработан метод самоубийства, тем выше его риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный ребенок, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать с поле зрения ребенка. Не оставляйте ребенка одного. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить в скорую помощь или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на Вас определенную ответственность. Обратитесь за помощью к специалистам. Они хорошо информированы, могут правильно оценить серьезность ситуации. Если критическая ситуация и миновала, расслабляться не стоит. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные дети просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении умереть. Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о людях, совершивших суицидальные попытки окончить жизнь самоубийством. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неудачникам. Такие люди испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.
Если у Вас возникнут проблемы или Вам нужна консультация, специалисты школы окажут Вам и Вашим детям помощь.
Рисунок 1. Уровень экспрессии SAT1 в пробе крови пациентов в ходе развития БАР и мыслей о самоубийстве [3].
Как предотвратить самоубийство
Нечасто самоубийца делится с кем-то своими намерениями, однако теперь следить за его состоянием и предотвратить беду поможет простой анализ крови! Американские ученые нашли «маркеры суицида», позволяющие не только выявить людей, которые склонны к самоубийству, но и проследить эмоциональное состояние больного в динамике.
Он верный друг, он — принца датского
Твердит бессмертный монолог,
С упорностью участья братского,
Спокойно-нежен, тих и строг.
В его улыбке, странно-длительной,
В глубокой тени черных глаз
Есть омут тайны соблазнительной,
Властительно влекущей нас.
Ежегодно в мире заканчивают жизнь самоубийством более 1 млн. человек. Только в России по данным на 2011 год погибли 30 тыс. человек, но, по мнению экспертов, эта цифра сильно занижена [2]. Очень часто к суициду приводят такие болезни, как биполярное аффективное расстройство (БАР) и психозы, причем отслеживание динамики состояния таких больных на данный момент возможно лишь при помощи различных психологических тестов и в разговоре с психиатром. Однако ни для кого не секрет, что люди в состоянии глубокой депрессии, как правило, не хотят «излить душу» и поделиться своими страхами и переживаниями с незнакомым человеком, да и открытыми для откровенного разговора их тоже назвать трудно. Все острее стоит необходимость в разработке нового объективного метода оценки состояния человека на предмет его предрасположенности к самоубийству, и большой шаг в эту сторону сделала группа ученых из университета Индианы (США), в августе этого года опубликовавшая статью в журнале Molecular Psychiatry [3].
Биполярное аффективное расстройство — это расстройство настроения человека, в котором выделяют два состояния: маниакальное и депрессивное. Первое характеризуется повышением настроения, психологическим и двигательным возбуждением пациента, тогда как второе, напротив, сопровождается снижением настроения, интеллектуальной и двигательной активности, трудностью концентрации внимания и пониженной самооценкой. По современным данным, БАР болеют 1–2% населения, однако часто его не получается диагностировать до появления серьезных симптомов и, следовательно, вылечить [4].
Типичная методика обследования пациента с психическими отклонениями такова: больному на приеме у врача предлагается пройти несложный психологический тест, заключающийся в том, чтобы за определенное время проассоциировать как можно больше слов-сигналов и понятий (так называемый имплицидный ассоциативный тест, впервые примененный в 1998 году Э. Гринвальдом). В одном из исследований в качестве слов-сигналов были взяты слова, связанные с жизнью (жизнь, выживание, выживший, дышащий и т. д.) или смертью (смерть, умерший, безжизненный, суицид и др.), а в качестве понятий, с которыми могут ассоциироваться эти слова — местоимения («я», «мое», «мой» или же «их» и «они»). У людей с повышенным риском самоубийства местоимения, обозначающие других людей, ассоциируются со словами лексической группы «жизнь», а обозначающие себя — «смерть» [5].
Рисунок 1. Уровень экспрессии SAT1 в пробе крови пациентов в ходе развития БАР и мыслей о самоубийстве [3].
Ученые анализировали пробы крови пациентов с БАР (примечательно, что каждый третий из них покушался на собственную жизнь хотя бы однажды) и психозами на предмет генов, демонстрирующих различную экспрессию у пациентов и здоровых доноров, а также меняющих ее уровень в ходе развития заболевания. Изучив экспрессионную карту девяти пациентов с БАР и сравнив ее с таковой для среднестатистического здорового человека, ученым удалось выделить топ-13 маркеров, различающих патологическое психическое состояние и норму, пальму первенства среди которых по праву получила молекула SAT1 — спермидин-сперминовая N-ацетилтрансфераза, участвующая в метаболизме полиаминов. Уровень ее экспрессии у больных БАР был почти на 30% выше, чем у здоровых людей! Более того, исследуя пробы крови одного и того же пациента с прогрессирующим биполярным расстройством и, следовательно, с все увеличивающейся вероятностью суицида (душевное состояние больных оценивалось на основании психологических тестов), ученым удалось доказать, что уровень SAT1 в крови прямо пропорционален тяжести психического заболевания. Данные, полученные на большой выборке людей, больных БАР и с шизоаффективным расстройством (почти 90 пациентов), еще раз подтвердили возможность использования SAT1 в качестве биомаркера суицидального состояния.
Итак, всего лишь пара миллилитров крови — и ты уже знаешь не только свой уровень сахара, но и психологическое состояние! Неужели всю сложность психики человека можно свести к паре десятков маркеров в крови? Поживем-увидим.
Суицид — это крик о помощи, осознанный акт ухода из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Все ведь слышали выражение «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения»? Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Они пытаются уйти из жизни из-за серии неудач.
Как предотвратить самоубийства
Суицид — это крик о помощи, осознанный акт ухода из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Все ведь слышали выражение «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения»? Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Они пытаются уйти из жизни из-за серии неудач.
Ведь Суицид — это уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутой и потери самоуважения, т. е. от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Если родственник лишает себя жизни, то те, кто остаются в живых, испытывают не только боль от разлуки, но сильные чувства вины, стыда, гнева и самообвинения. Они ставят перед собой вопросы: «Почему?», «Что я мог сделать, чтобы предотвратить это?». Каждый из оставшихся в живых, находясь во власти тревоги и горя, спрашивает: «Как я могу предстать теперь перед моими друзьями?», «Что они обо мне подумают?».
Смерть от суицида приводит к большим трудностям тех, кто остаётся в живых. Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких. А ведь можно было обратить внимание на ребенка, попытаться узнать у него, что тревожит его. Наиболее Подходящими вопросами могут быть:
Нужно выслушивать, обсуждать. Подчеркивать временный характер проблем, признавать, что его чувства очень сильны, проблемы сложны, узнавать, чем можно помочь. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Многие думают, что они никому не нужны, у них нет выбора, о них никто не заботится. Необходимо помочь детям почувствовать, что они небесполезные и любимые, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом можно лучше всего проникникнуть в изолированную душу отчаявшегося ребенка.
Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называют демонстративным суицидом. А они-то хотели только попугать! Можно, конечно, добиться своего другими способами. Но беда практически всех суицидентов в том, что они точно так же глухи к окружающим, как и они к ним.
В последнее время растёт число детей и подростков, склонных к совершению суицидов.
Нужно быть внимательными к детям, подросткам, к людям пожилого возраста — возможно, им нужна помощь.
Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но
Наиболее общими Признаками замышляемого суицида Являются: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
Памятка для педагогов и родителей “Как предотвратить подростковый суицид?”
Самоубийство у подростка не возникнет само по себе, без причины. Суицидальная готовность возникает на фоне длительных психотравмирующих переживаний. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о смерти крайне неотчетливо и не сформировано.
Причиной подросткового суицида может быть отягощенное социальное окружение, неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого.
Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т. п.
Внешние причины суицида
Неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
Беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение,
Назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям
Подростка;
Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с
Родственниками и взрослыми. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей;
Максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную почву для срыва у подростков. Негативные переживания возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.
Характерные черты подросткового суицида:
Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые
Конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный,
Вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
Суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как
Мужественное решение и т. п.;
Суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
Средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т. п.).
Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но
Наиболее общими Признаками замышляемого суицида Являются: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
На готовность к суициду могут указывать признаки изменившегося поведения у подростков:
Может быть тревожно-возбужденное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с
Картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией;
Может быть депрессивное состояние, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении заметно оцепенение, сонливость;
Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя,
Отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться
Нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
Тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими
Эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА У ПОДРОСТКА
Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству.
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
Во время доверительной беседы подростка необходимо убедить в следующем:
Что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;
Что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
Что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. д
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
Поддерживайте подростка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.
Выпишите, что хотели бы изменить в прошлом, представьте машину времени и то, как вы эти события меняете. Пофантазируйте как перенесясь на некоторое время назад все происходит лучшим для вас образом.
Советы психолога: как отговорить от суицида человека
Суицид – осознанное и намеренное лишение самого себя жизни, заканчивающееся летальным исходом. Суицидальная активность: мысли и разговоры о самоубийстве, намерения, угрозы покончить с собой, рассуждения о бессмысленности жизни, самоповреждения, попытки суицида.
Всем известно, что самое ценное для людей – жизнь. И каждый хочет, чтоб в ней были успех, любовь, деньги, здоровье, счастье. К сожалению, не всегда все гладко и так как мы этого желаем. В состоянии стресса и депрессии человек может обессилить и потерять смысл жизни и желание ее продолжать, тогда он решается на самоубийство.
7. слова ребёнка: "всё достало!", "всем было бы хорошо, если бы я умер", "ничего, скоро всё закончится", "скоро я уже не доставлю вам проблем" должны насторожить вас как родителя, и стать поводом обращения к психологу. Не стоит недооценивать и принимать за шутку, блажь провокационные поступки ребёнка в виде необдуманного риска, вычурного поведения, изменения внешности, селфи на краю многоэтажки и т. д.
Как предотвратить детский суицид?
По статистике, основные причины подростковых суицидов – Одиночество, узкий круг контактов или социальная изоляция, неразделённая любовь, алкоголизация и наркотизация. Материальный достаток в семье не играет ключевую роль при совершении суицида, как принято думать.
Часто подросток предоставлен сам себе, вынужден в одиночку переживать конфликты с одноклассниками, учителями, боль неудачной первой любви и т. д. Он боится, что родитель не поймёт его, осудит, накажет. Отсутствие каких-то значимых интересов в жизни не позволяет отвлечься от своих проблем, будущее видится туманным, а то и вовсе бесперспективным. И подросток обращается за поддержкой в различные деструктивные группы, пытается в них найти единомышленников.
Процент его реального общения постепенно сводится к минимуму, уступая место общению виртуальному – он замыкается в себе, начинает прогуливать школу, от чего проблемы только нарастают как снежный ком. Жизнь в соцсети – это деструктивная зависимость, которую можно сравнить с любой другой (обжорство, игромания, наркомания, алкоголизм). В соцсети подросток получает всё то, что ему не хватает в реальности – общение, друзей, поддержку, развлечения, общность интересов, любовь, иллюзию яркой жизни, наделённой каким-то таинственным смыслом, и многое другое.
Разве будет человек, которого более-менее всё устраивает в жизни, искать общения в «группах смерти»? Как правило, ещё задолго до вступления подростка в «группу смерти», его навещали мысли о самоубийстве.
Самим родителям нужно заботиться о психологическом климате в своей семье, формировать и поощрять в ребёнке его индивидуальность, самодостаточность, право на собственное мнение, активную гражданскую позицию. Создавать условия для самоактуализации ребёнка!
1. контролируйте время, которое подросток проводит за компьютером – оно не должно превышать часа в сутки. Следить, чтобы у подростка обязательно присутствовала физическая активность – если нет возможности оплачивать секции или фитнес, можно устраивать зарядку дома, обязательны прогулки на свежем воздухе – если даже подросток говорит, что у него нет друзей и не с кем гулять, заведите ему собаку или гуляйте по вечерам вместе всей семьёй! Только это будет уже являться отличной профилактикой суицида.
2. заведите какие-нибудь семейные традиции , например, собираться всем вместе за столом во время ужина и говорить о том, что у кого наболело за прошедший день.
3. давайте ребёнку вашу поддержку, не скупитесь на слова любви.
4. наблюдайте за поведением ребёнка и кругом его общения. Если вы заметили резкие перемены в вашем ребёнке (во внешности, поведении, музыкальных предпочтениях), понаблюдайте, кто оказывает на него такое влияние, проанализируйте, насколько это опасно.
5. выявляйте и поощряйте таланты вашего ребёнка, мотивируйте.
6. вложите в голову вашего ребёнка понимание ценности его личности, его жизни, поощряйте его индивидуальность – это может обезопасить его от следования на поводу манипуляторов.
7. слова ребёнка: "всё достало!", "всем было бы хорошо, если бы я умер", "ничего, скоро всё закончится", "скоро я уже не доставлю вам проблем" должны насторожить вас как родителя, и стать поводом обращения к психологу. Не стоит недооценивать и принимать за шутку, блажь провокационные поступки ребёнка в виде необдуманного риска, вычурного поведения, изменения внешности, селфи на краю многоэтажки и т. д.
Дорогие читатели, буду рада, если мои рекомендации окажутся Вам полезными!