В песне поется «uno, dos, cuatro», что с испанского переводится как «один, два, четыре». Куда же делась цифра 3? Пользователи Сети нашли ответ в загибании пальцев, но начинать нужно с мизинца. Такого решения, наверняка, не ожидали даже создатели песни!
- Песни, которые мы не понимали, пока не узнали скрытый смысл
- ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – четыре альбома (1989)
- Foster The People — Pumped Up Kicks
- «Я не настолько нищий, чтобы быть всегда лишь самим собой». Психоделический рок Егора Летова в нулевые
- Единый альбом
- Мечты о долгой счастливой жизни
- «Реанимация» в жизни и творчестве Летова
- О чем песня "Все как у людей" Егора Летова?
- Егор Летов песни, смысл
- В чем смысл песен Егора Летова? Почему это считается каким-то протестом, почему он «убил весну в подвале»?
- Как листовка смысл песни
- Смысл песни "Все как у людей" от Гражданской Обороны
Песни, которые мы не понимали, пока не узнали скрытый смысл
Отдельные слова кажутся выдуманными, фразы — бессмысленными, а отсылки — нераспознанными. Порой исполнители не дают никаких комментариев, что вызывает только больший интерес. Для многих станет открытием то, что в строчках заслушанных до дыр песнях спрятано нечто большее!
Те, кто помнят белые обои и черную посуду, наверняка держат в памяти и строчку: «Уже разносит молва по дворам, что между нами Чиуауа». Мистическое «Чиуауа» многие трактовали как любовь, но на самом деле речь идет о мексиканском городе, печально известном высоким уровнем преступности. Таким образом, отношения героев остры, раскалены до предела.
В понимании авторов, безвоздушная тревога берется непонятно откуда и висит где-то рядом. Именно такое чувство музыканты ощутили в Иерусалиме. Этот феномен даже прозвали Иерусалимским синдромом. Посетители города будто бы становятся неотъемлемой частицей религиозного мира. Пропадает же сакральная «безвоздушная тревога» по отъезде.
«Хали-гали», «Паратрупер» и «Супер-8» — названия аттракционов, на которые герой песни потратил все деньги вместо покупки велосипеда. Если копнуть глубже, то хали-гали — американский танец в быстром темпе, паратрупер (paratrooper) — десантник.
М/ф «Остров сокровищ» —«Пятнадцать человек на Сундук мертвеца»
Сундком мертвеца оказался вполне себе существующий остров (Виргинские острова). 15 человек — ребята, которых на остров высадил пират Черная Борода. Он вооружил их саблями (ожидая, что они расправятся друг с другом) и дал рому (чтобы не утолить, а усилить жажду). Каково было удивление Эдварда Тича, заставшего через месяц всех 15 людей целехонькими!
Эта песня прозвучала в фильме «Вам и не снилось» (1981), но ее истинный смысл понял далеко не каждый. Текст частично основан на прощальном письме Лабаньи, взятом из романа Рабиндраната Тагора под названием «Шешер кобита» (Последняя поэма).
В этих стихах описывался похоронный обряд, когда тело усопшего отпускают в свободное плавание по реке Ганг. Именно поэтому строка «Я уплываю, и время несет меня» обретает совершенно другой смысл. Более того, дальнейшая судьба героини фильма остается неизвестной. Режиссер вряд ли продумывал эту деталь, но получилось мрачновато!
Песню панк-поп-рэйв-группы из Санкт-Петербурга пока рано называть культовой, но 150 млн просмотров на YouTube и (невоплощенная) возможность представлять Россию на «Евровидении-2020» что-то да и говорят. Вряд ли кто-то пытался искать скрытый смысл в этой композиции, но он всё-таки есть.
В песне поется «uno, dos, cuatro», что с испанского переводится как «один, два, четыре». Куда же делась цифра 3? Пользователи Сети нашли ответ в загибании пальцев, но начинать нужно с мизинца. Такого решения, наверняка, не ожидали даже создатели песни!
Уверены, что во время этой музыкальной паузы ты точно переслушал 2–3 композиции. А ведь еще полным-полно песен, смысл которых поняли не все. Лишь недавно мне стало понятно, что за «лекарство против морщин» Виктор Цой имел в виду в песне «Звезда по имени Солнце».
В сознании Егора Летова произошла переоценка ценностей. Анархические лозунги утрачивают свою актуальность и отступают на второй план. Единственный правильный стиль жизни – саморазрушение, а достойная смерть – суицид.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – четыре альбома (1989)
Четыре альбома, которые сам Егор Летов называл “квинтэссенцией непопсовости и непривычности звучания панк-музыки”, через 30 лет после их выхода стали доступны обладателям виниловых вертушек. Специально для переиздания Натальей Чумаковой был сделан ремастеринг.
Я воспринимаю эти альбомы как четыре части одного грандиозного сверхальбома. Мне вспоминаются катушечная магнитофонная приставка “Ростов-102”, колонки, развешанные по углам комнаты, магнитная лента шосткинского производственного объединения “Свема” по 375 м, квадратные картонные коробки с подписями шариковой ручкой на обороте: “Война”, “Здорово и Вечно”, “Армагеддон-Попс” и “Русское Поле Экспериментов”. Дорожил я ими – берег как зеницу ока. А когда оставался дома один, врубал на полную мощность – и время для меня останавливалось. Максимальное нарушение норм звучания, прямое разделение стереофонических каналов, преобладание средних частот, жесткая противофаза, голос, записанный с максимальным перегрузом, то свистящие, то скрежещущие, то ревущие, специально расстроенные гитары, размазанные, утопленные ударные, атональные шумы – все это только ублажало мой слух и способствовало выработке эндорфина. Поэтический субтекст песен побуждал к активному поиску. А сейчас переслушиваю эти альбомы – и во мне рождается острое желание проверить свою эрудицию и поделиться с читателями своим субъективным ви́дением.
В оформлении альбома “Война” была использована апокалиптическая картина Отто Дикса “Световые сигналы”, отразившая впечатление немецкого художника от Первой мировой войны, на которой он сам побывал. Егор Летов как автор большей части песен понимал войну более широко: не только как вооруженное столкновение, но и на глубинном экзистенциальном уровне – как непримиримый конфликт индивида и общества, как борьбу с собственными пороками и слабостями.
В выходных данных альбома и на официальном сайте ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Егор Летов указан как автор песен (за исключением оговоренных случаев). Но в “ГрОб-хрониках”, написанных еще в начале 90-х, читаем: “Первый куплет и идея “Песни о Ленине” принадлежат моему близкому другу, авангардисту из Новосибирского Академгородка – Сане Кувшинову”. Кувшинов в оговоренных случаях не упомянут. Так где же правдивая информация?
Заглавную песню Егор Летов написал совместно с Олегом “Манагером” Судаковым. Гоббсовская война всех против всех надвигается стремительно и неумолимо, побеждая мир, свободу и любовь. Я предпочитаю версию из альбома “Песни Радости и Счастья”: в ней все же гораздо больше войны. “Паломники в Корею” – еще один плод соавторства Егора Летова и Манагера: карикатурная ода Ким Ир Сену. В последнем куплете появляются политические лидеры других социалистических стран – Войцех Ярузельский, Фидель Кастро, Николае Чаушеску и Михаил Горбачев. Невольно задаешься вопросом: как можно помещать в один контекст столь разных политиков? При всем различии форм правления (хотя у Ким Ир Сена, Кастро и Чаушеску было много общего), все они возглавляли государства и в массовом сознании выглядели представителями некоего высшего класса, вершителями судеб народов, небожителями.
“Главным героем” “Песня о Ленине” становится не вождь мирового пролетариата, а миф о нем, созданный советской пропагандой. Автором (или авторами?) в качестве главного выразительного средства используется анафора: каждая строчка (за исключением второй половины последнего куплета) начинается с фамилии Ленина. Образ не только снижается и десакрализируется, но и подвергается философскому осмыслению. Ведь Ленин в советском общественном сознании был всем – богом (Буддой и Христом), создателем учения, которое на 70 с лишним лет для всех и каждого стало истиной в последней инстанции; с его именем связано наступление социалистической общественно-экономической формации. В припеве цитируется строчка из стихотворения Владимира Маяковского “Комсомольская”, которая превратилась в популярный советский штамп.
В основу “Философской Песни о Пуле” положено противостояние индивида и системы, в котором последняя одерживает победу; автор подчеркивает суть тоталитарной антиутопии как вырождения идеи о всеобщем счастье. В песне “Эксгумация” эта же тема получает развитие уже на уровне развернутых метафор. “Поперек” – призыв к бунту против всего и вся. Строчка “По линованной бумаге ты пиши напоперек” отсылает к эпиграфу к роману Рэя Брэдбери “451° по Фаренгейту”, а припев – к популярной передаче на телевидении ГДР. Очень яростно и убедительно. А лирический герой – это сам автор, который в проигранной войне сопротивлялся до конца. “Как Листовка” обращена к людям, не способным самостоятельно мыслить и готовым принимать на веру мнение партии, церкви, идеологов. В двух последних строчках “Главное, что дождик унес соринку. Главное, что ежик всегда в тумане” (а вот и отсылка к известному советскому мультфильму!) заметно влияние эстетики Алексея Крученых и обэриутов. Песня органично вписывается и в альбом “Армагеддон Попс”. “Поезд Ушел” – развернутая метафора, с одной стороны, затраченных усилий, с другой – упущенных возможностей. “Заплата на Заплате” входит в два альбома сессии – “Война” и “Русское Поле Экспериментов”. В песне автор выплескивает всю боль, которую испытал, вступив в противостояние с майором. Ни прибавить, ни убавить.
Особого внимания заслуживают композиции за авторством Константина “Кузи Уо” Рябинова. “Созвездие Яйца” – яркий образец шаманства по-рябиновски; к слову, Егор Летов называл эту композиций в числе своих самых любимых, написанных Кузей. 33-хсекундный инструментал “Никак” – апофеоз лаконичности: шесть гитарных созвучий повторяются четырежды, после чего трек обрывается как бы на полуслове. А прочитанное Константином шестистишие “Часовой”, обозначенное в выходных данных как народное, предваряет финальную песню.
“Человек – Это Звучит Гордо” строится на обыгрывании советских штампов, один из которых – слова Сатина из горьковской пьесы “На дне”. Впоследствии сам Егор Летов называл текст песни крайне неудачным, пафосным и пустым. Что же, в каждой шутке есть доля шутки.
“Здорово и Вечно” – пожалуй, самый злой, отчаянный и политизированный альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Заглавная фраза-формула для альбома “Здорово и Вечно” придумана Манагером. В основу визуального оформления была положена фотография за авторством омича Дмитрия Логачева. В черно-белом индустриальном пейзаже на лицевой стороне обложки подчеркивается оппозиция между двумя элементами формулы: “здорово” и “вечно” противопоставляются друг другу. Уходящая вдаль просека, трубопровод и вышки линий электропередач реализуют идею бесконечности пространства и вечности времени. Линия горизонта поднята предельно высоко, из-за чего в цветовой гамме преобладают темные тона. Таким образом, идея вечности и бесконечности лишается позитивных смыслов (“вечно, но не здорово”). Обложку альбома можно интерпретировать и иначе: постройки символизируют тоталитарную систему, которая оплела общество, как трубы и провода землю.
Открывает альбом песня “Я Не Верю в Анархию” на текст Игореза Рагулина, который при его создании, вероятно, отталкивался от ницшеанского тезиса о воле к власти. В основе заглавного номера за авторством Егора Летова и Манагера – тернарная оппозиция: автор противопоставляет друг другу государство, послушных граждан и лирического героя, который противостоит системе и гибнет. Первая фраза припева – видоизмененная цитата из статьи Ленина “Политический шантаж”, также превратившаяся в советский штамп. Строки из песни Марка Фрадкина/Роберта Рождественского “За Того Парня” помещаются в ироничный контекст. Егор Летов яростно выплевывает из себя каждое слово на фоне гитар, звучащих с перегрузом, и звуков движущихся вагонов, нарушающих ритмическую структуру. “Моя Оборона” часто интерпретируется как песня о победе фальши и поделок. На самом деле всё куда проще: в детстве у Егора и Сергея Летовых было много игрушек, среди которых преобладали пластмассовые. Но почему в песне столько неподдельной горечи и безысходности. Название “Все Совсем Не То” отсылает к сцене убийства заговорщиками своего бывшего соратника Шатова из романа Федора Достоевского “Бесы”. На одной из пресс-конференций Егор Летов согласился с журналистом, предположившим, что сама песня – о всеобщем развале. А на мой взгляд, она еще и о возвращении к самому себе, к собственной святости. В композиции “Загово́р” (почему ее часто называют “За́говор”?), т. е. заклинание, Егор Летов раскрывается как оккультист. Именно так и должна она звучать – на фоне гитарной стены, с ритуальным боем акустической гитары в проигрыше, и с обилием шумов. Строчки “Накрой подушкой лицо соседа, сдави руками, возьми его отсюда” отсылают к роману Кена Кизи “Над кукушкиным гнездом”, а финальные фразы – к книге Екклесиаста (1, 2). В “Мертвом Сезоне” автор высказывает неверие в перемены к лучшему и утверждает торжество тоталитаризма. Песня “Праздник Кончился” исполнена какой-то запредельной безысходности. Монументальный финал альбома – 7-минутная композиция “Всё, Как у Людей”. В ней изображается быт законопослушных граждан, приспособившихся к системе. Фраза “Все слои размокли” отсылает к книге Даниила Андреева “Роза мира”, а последний куплет намекает на финал романа Евгения Замятина “Мы”. Итог подводится с помощью советской обывательской фразы “Всё как у людей”, которую Егор Летов и Янка Дягилева пропевают с интонацией обреченности. А двухминутный нойзовый эпилог с неупорядоченно звучащими голосами вызывает ощущение вселенской катастрофы.
Следующий альбом, по мнению Егора Летова, должен был оттолкнуть прежних поклонников ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Армагеддон воспринимается не столько в библейском, сколько в философском контексте – как война между добром и злом. На обложке – снимок за авторством Виктора Кинеловского, сделанный на Курской дуге. На нем запечатлен плачущий немецкий военнопленный у разбитого противотанкового орудия. Песни, составившие альбом, легко ложатся на слух – отсюда, вероятно, попс.
Мир представляется Егору Летову как нарастающий хаос и тотальная разрушительная стихия, спасение от которых он видит в активном сопротивлении на экзистенциальном уровне. Образ растущей энтропии своеобразно закольцовывается: альбом начинается песней “Все Летит в Пизду” (она же “Винтовка”, она же “Винтовка – Это Праздник”), а заканчивается “Энтропией” с почти 4-минутной нойзовой импровизацией. В заглавной песне преобладают абстрактные метафизические конструкции, которые автор противопоставляет материальному миру. А последняя фраза утверждает бесконечность войны добра и зла. “Ужас и Моральный Террор” отсылает к кинодраме Фрэнсиса Форда Копполы “Апокалипсис сегодня”. Композиция “Насекомые” написана под влиянием ритуальной поэтики северных народов. Шаманство Егора Летова разбавлено ироническим восклицанием, отсылающим к антиутопии Олдоса Хаксли “О дивный новый мир!” Название “Каждому – Свое” позаимствовано Егором Летовым у Цицерона. Думаю, комментарии излишни. При первом поверхностном прослушивании может показаться, что “Превосходная Песня” брызжет радостью и оптимизмом. На самом деле не все так однозначно. В тексте соотносятся позитивные и негативные формулы. В результате их слияния преобладает негативное начало, а позитивное подвергается ироничному переосмыслению. Фраза-формула “медленно, но верно” отсылает к стихотворению Владимира Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. ” или Александра Блока “Я насадил мой светлый рай. “, а “весело и страшно” – к фильму Геннадия Шпаликова “Долгая счастливая жизнь”. В “Новой Правде” Егор Летов рефлексирует над второй заповедью Иисуса Христа: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Но, как явствует из заповеди, сначала человек должен возлюбить себя, со всеми достоинствами и недостатками. Также автор актуализирует противостояние государства, общества и лирического “я”. Ключевой рифф позаимствован из композиции Ника Кейва “From Here to Eternity”. Соло Константина Рябинова на саксофоне состоит из трех нот, но без него песня много теряет.
“Русское Поле Экспериментов” отличается от своих “братьев” концептуально и музыкально. Импульсом к его созданию послужило самоубийство новосибирского музыканта Дмитрия Селиванова – друга и соратника Егора Летова, участника групп ПРИСУТСТВИЕ, ЗДОРОВЬЕ, КАЛИНОВ МОСТ, ПУТТИ, ДИМАКАК, ШИФЕР, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, КОММУНИЗМ и ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА.
В сознании Егора Летова произошла переоценка ценностей. Анархические лозунги утрачивают свою актуальность и отступают на второй план. Единственный правильный стиль жизни – саморазрушение, а достойная смерть – суицид.
Название восходит к песне Яна Френкеля/Инны Гофф “Русское Поле” и обыгрывается в оформлении: на снимке за авторством омского фотохудожника Андрея Кудрявцева запечатлены участники ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ в черном, бегущие по заснеженному полю.
Музыкальная составляющая представляет собой сочетания гаражного панка, трэша, индастриала, психоделии и фолка.
Уже в первой песне “Как Сметана”, спетой под акустическую гитару, обозначается мотив движения (“Подвязать штаны продолговатым ремешком и ступать вперед. “). Егор Летов на несколько секунд погружается в воспоминания о прошлом (“. что была и у тебя когда-то жизнь, как сметана, жизнь, как перина”). Три песни посвящены Дмитрию Селиванову. Первую из них – “Вершки и Корешки” – можно воспринимать как реквием по рок-н-роллу. Наряду с Селивановым, в тексте упоминаются Башлачев и угадывается (хотя и не называется по имени) автор песни “Рок-н-Ролл Мертв”. В финальном проигрыше Константин Рябинов играет на флейте плясовую мелодию. Применительно к песне употребим оксюморон “мрачное веселье”. Или уже упоминавшаяся фраза-формула “весело и страшно”. Герой песни “Бери Шинель” (“Like a Rolling Stone”), попав на тот свет, с вызовом обращается к Богу (“Кто здесь самый лютый судия? Кто здесь самый удалой Господь?”). Егор Летов усиливает смысл окуджавовской строчки “Бери шинель, пошли домой”: окончание войны в поэтике лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ совпадает с прекращением земного существования. А фраза из гимна Боба Дилана “Like a Rolling Stone”, поочередно пропеваемая Егором и Янкой, обозначает единственный образ жизни для рок-музыканта. Завершает триптих почти шаманская “Лоботомия”.
Герой “Новогодней Песенки” противопоставляет себя советскому обществу, которое культивирует в своих членах отрицательные качества – делает их подлее, глупее, мертвее. “Непонятная Песенка” стилизована под частушки. Лирический герой, страдающий раздвоением личности, идет непонятно куда, сталкиваясь с препятствиями. Песня “Зомби” оправдывает свое название. В ней весь мир, включая культуру и цивилизацию, оказывается зомбированным. Зомбирование начинается еще со времен Гражданской войны, на что указывает цитата из военного гимна-марша Дмитрия Покрасса/Владимира Гиляровского “По Долинам и По Взгорьям”, и продолжается вплоть до распада СССР.
В песне “И Снова Темно” соотносятся деяния, творимые историческими личностями (Гитлер, Трумэн (в летовском написании – Труман), Сталин, Ленин) и маленькими людьми, с обыгрыванием советских штампов. В припеве же уравновешиваются мгновение света и вечность тьмы. А при желании здесь можно отыскать отсылки и к пьесе Льва Толстого “И свет во тьме светит”, и к роману Владимира Набокова “Другие берега”, и даже к Новому завету.
Заглавный номер занимает вторую сторону пластинки. Его название – метафора шестой части земли: советского государства, ставшего полем для разного рода экспериментов. Монументальная 14-минутная композиция отличается смысловой многослойностью. В ней прежде всего воплощаются антиутопические мотивы. Многочисленные цитаты – литературные и кинематографические – выполняют смыслообразующую функцию. Так, в одном тексте взаимодействуют реминисценции к “Истории западной философии” Бертрана Рассела, к книге Василия Розанова “Опавшие листья”, к документальным фильмам “Морда дьявола” и “Лики смерти”, к роману Альбера Камю “Посторонний”, к антиутопиям Джорджа Оруэлла “1984” и Евгения Замятина “Мы”, к пьесам Льва Толстого “Плоды просвещения” и Александра Пушкина “Борис Годунов”, к стихотворению Николая Некрасова “Сеятелям”. Ужас тоталитаризма передается с помощью не только поэтической, но и музыкальной и исполнительской составляющих.
Огромное спасибо “Выргороду” за переиздание. Лично мне хочется поставить пластинку на диск, опустить на нее иглу, включить проигрыватель на полную мощность – и почувствовать себя на 30 лет моложе.
Одна из самых нелогичных и загадочных песен русского рока стала не так давно купюрой. Изначально лидер группы Илья Лагутенко даже не задумывался о том, что композиция выстрелит. Очень быстро она стала хитом, хотя мало кто мог понять смысл слов.
Foster The People — Pumped Up Kicks
Не так давно песня Pumped Up Kicks была на пике популярности. Ее ставили на каждой радиостанции, делали ремиксы на нее. Композиция занимала первые строчки в хит-парадах, и ее даже номинировали на «Грэмми».
Однако, танцуя под эту песню, люди не углублялись в ее смысл. В действительности она посвящена подростку, который планирует устроить в школе бойню.
Автор рассказывал, что написал песню по тем же причинам, что и Федор Достоевский написал «Преступление и наказание»: он хотел проникнуть в голову того, кто собирается совершить убийство.
Поэтому песню можно по праву считать утопией, так как представляется такое жизненное пространство, где нет потрясений, самого духа праздника. Именно от этого «безрыбье в золотой полынье» и «вездесущность мышиной возни». День становится бессмертным, то есть бесконечным, наполненным злыми сумерками. Герои песни стареют:
«Я не настолько нищий, чтобы быть всегда лишь самим собой». Психоделический рок Егора Летова в нулевые
На протяжении всей жизни творчество Егора Летова видоизменялось, однако постоянным оставался единственный принцип — это протест. Если на начальном периоде «Гражданской обороны» это был протест против советской власти, в девяностые — против ельцинской демократии, то в нулевые — это протест против современной жизни. Тексты песен становятся психоделическими — это пестрота образов, которые вместе с мелодичной музыкой воздействуют на психику слушателя и переворачивают все мысли в его голове.
В этой статье мы проследим, о чём пел Егор Летов в последних альбомах и какие переживания прослеживаются в его песнях.
Единый альбом
В начале 2000‑х годов Егор Летов отходит от политики, страдает алкоголизмом, погружается в свои мысли, ищет свежие образы и символы для новых песен. В группе «Гражданская оборона» меняется состав. В 2002 году выходит «Звездопад», который состоит из каверов на советские песни. Альбом — явная ностальгия по Советскому Союзу, детству Егора Летова. Его можно рассматривать как попытку возрождения группы «Коммунизм».
В 2004 году «Гражданской обороне» исполняется 20 лет. В честь этого выходит новый альбом — «Долгая счастливая жизнь», а ещё через год — альбомом «Реанимация» (2005). Оба альбома отличает новое звучание и яркие образы. В интервью Егор Летов утверждал:
«[это] единый альбом, который состоит из 28 композиций, 28 разных точек зрения на одну и ту же ситуацию. <…> Это как бы определённые сны о войне, сны человека, который находится в состоянии постоянной войны. <…> 28 состояний человека, который, по концепции Станислава Грофа, спрыгнул, но ещё не приземлился. Находится на третьей стадии рождения. Который родился, но ещё как бы не вышел в реальность. И выходит в неё. И тут начинается огромное количество попыток выхода обратно, попыток вернуться, попыток идти вперёд, стоически преодолеть, делать вид, что всё здорово, что победили».
«Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация» были долгожданными новыми альбомами после длительного перерыва и кризиса группы.
Мечты о долгой счастливой жизни
На обложке альбома «Долгая счастливая жизнь» изображено просторное жёлтое поле, изрезанное множеством ведущих вдаль дорожек. Вторая часть композиции — это тёмно-синее небо, предвещающее дождливую неспокойную погоду, и чёрное дерево, которому предстоит пережить непогоду. Этим и объясняется концепция первого из дилогии этих двух альбомов. Весь водоворот эмоций и потрясений предлагается ощутить слушателю.
Первая композиция отражает отношение лирического героя ко всему происходящему в жизни. Смысл существования прост:
«Проснуться, протрястись, похмелиться и нажраться
А на утро проблеваться, похмелиться и нажраться».
А дальше на всё «положить» и «в небо по трубе». Однако от такого образа жизни и окружающей действительности лирический герой злеет:
«Звереет сердце, каменеет кулак
В моей душе чёрным пламенем пылает чёрный флаг».
И последовавший за этим припев символизирует протест исполнителя против окружающего мира.
Следующая композиция — «Без меня» — наполнена множественными вещами-образами. В песне исполнитель абстрагируется и наблюдает за происходящим: весь мир убегает, так как герой отказался от него и все вещи и явления поэта не интересуют. Вся жизнь проходит мимо своим чередом, поэтому и находится в движении, а лирический герой стоит над всем этим высоко в своём метафизическом пространстве. В интервью Егор Летов так объяснял создание песни:
«„Без меня“ я целый год сочинял. Получился огромный такой конгломерат. Потом она стала распадаться на кучу фрагментов, которые были в песне внутри, с разной ритмикой. <…> Кузьма гадал на И‑Цзине. Я просто как-то шёл по лесу, вспомнил про эту историю, и песня сама заиграла у меня в голове. Я только успевал записывать».
Песня «Извне» открывает потустороннее пространство, которое никто не понимает, но с каждым движением, дозой и фразой, то есть познанием можно услышать этот голос извне. А потом ослепительная сила придёт во сне, «закричит и похоронит, излечит и скажет — А НУ-КА ВСТАТЬ!». То есть все философские рассуждения не так важны, а главное — встать и начать творить.
«P. S.САМ (АЙЯ)» — это кавер на песню группы МАШНИНБЕНД, который отлично вписывается в альбом «Долгая счастливая жизнь». Егор Летов говорил:
«Как только я её услышал на концерте в исполнении Машнина, она меня поразила жутким соответствием тому, что я сам бы хотел выразить за последние годы. У него в песнях вообще очень много того, под чем бы я безоговорочно подписался. А „Айя“ это вообще как бы сжатый манифест, концентрированная реакция на всё в последнее время происходящее, на то, что касается непосредственно ТЕБЯ каждый час».
Последний куплет показывает отношения Андрея Машнина к современной музыке, с ним солидарен и лидер «Гражданской обороны»:
«И если мне не будет лень, и если я буду в силах
Я приду поплясать на ваших могилах».
Песня «Кабуки» воплощает недовольство исполнителя жизнью: «унитазы, телепузики, голоса, военкоматы, расписная гамазня» и так далее. Всё это ассоциируется с театром кабуки, для которого характерна большая доля условности. Поэтому исполнитель хочет укутаться с головой под одеяло, запереться и спрятаться от всего этого. Он считает, что это всё не здорово, не понятно и всё не так.
В следующем треке «Ангел устал» продолжается тема недовольства исполнителя внешним миром. Лирический герой отождествляет себя с ангелом, уставшим от жизни и не понимающим её:
«Не научился забывать
Не научился наблюдать
Не научился погребальному терпенью — караул ангел устал».
Из странствия для познания мира, в которое пустился волчок, «вышло, что не вышло ничего из ничего — Зиндан», то есть герой попал в метафизическую яму и ожидает перемен. В песне есть отсылка на Булат Окуджаву «Нам нужна победа»:
«Здесь даже птицы не поют
Да и деревья не растут
Лишь только мы к плечу плечом (всё) прорастаем в нашу землю — стена».
Композиция «Белые солдаты» рисует образ светлых бойцов, которые отправляются сражаться с врагом на обязательную войну. Они идут в багряный рассвет, никуда не спешат, так как знают своё дело. Улыбка на прощанье символизирует, что солдаты душевно легко воспринимают войну. Всё что делается от ума, это от дурости, так как, по мнению исполнителя, важны только чувство долга и эмоции.
Заглавная песня альбома «Долгая счастливая жизнь» повторяет название советского фильма 1966 года. Однако песня о другом. Егор Летов так объясняет задумку:
«Представилось, что может когда-нибудь однажды возникнуть ситуация, что физически дальше продолжать употреблять алкоголь, наркотики и т. д. просто будет уже невозможно, потому что это будет связано просто со смертью конкретно меня, моих друзей и любимых. И я представил, что будет, если всего этого не будет. И написал одну из самых страшных и кошмарных песен: „Долгая счастливая жизнь“. Это то, когда праздников нет. Каждый день праздников нет. Это будет долгая счастливая жизнь. Это страшно».
Поэтому песню можно по праву считать утопией, так как представляется такое жизненное пространство, где нет потрясений, самого духа праздника. Именно от этого «безрыбье в золотой полынье» и «вездесущность мышиной возни». День становится бессмертным, то есть бесконечным, наполненным злыми сумерками. Герои песни стареют:
«Беспощадные глубины морщин
Марианские впадины глаз
Марсианские хроники нас, нас, нас».
В третьем куплете показана степень распространения пространства долгой счастливой жизни:
«На семи продувных сквозняках
По болотам, по пустыням, степям
По сугробам, по грязи, по земле».
Таким образом, долгая счастливая жизнь — это жизнь, которая наполнена регрессом, где не происходит ничего, нет места чувствам живой энергии. И это действительно страшно!
Песня «Чужое» демонстрирует, что в современном материальном мире у человека есть лишь единственное имя своё, а всё остальное — чужое. Утраченное время постепенно уходит и его не вернуть никак, появляются новые боги, герои, которым люди поклоняются, однако это всё чужое.
Для Егора Летова любовь всегда была чем-то внеземным ещё в далёком 1990 году:
«Любовь, по-моему, вообще — вещь весьма страшноватая. В обычном понимании. Всё настоящее — вообще страшновато».
Именно об этом его следующая песня в альбоме — «Вселенская большая любовь». В ней поэт старается раскрыть смысл любви через поиски себя и окружающего его внешнего мира. Она ассоциируется с потаённым предметом, будь это голодная копилка или секретная калитка, либо волшебная игрушка, которые постоянно находятся за пределом сознания. Летов утверждал:
«По настоящему, любовь — это когда тебя вообще нет. Я это и Богом называю. Я просто могу объяснить то, что я испытывал. Меня как бы вообще не было. Я был всем и через меня хлестал какой-то поток. Это была любовь. Я не могу сказать, что я любил кого-то или что-то. Это была просто любовь. Как весь мир. Я и был всем миром».
В песне есть отсылка на последнюю главу романа «Спираль» Ганса Эриха Носсака:
«А вдруг всё то, что ищем —
Далеко за горизонтом
На смертельной истребительной дороге всё на север».
Композиция «Приказ № 227» — прямая отсылка к знаменитому приказу времён Великой Отечественной войны, который вошёл в историю призывом «Ни шагу назад!». В монологе приводятся мысли солдат о жестокости войны, заградотрядах, штрафных батальонах, патриотизме к родине. Егор Летов так писал о создании песни:
«Я очнулся в пять часов утра от страшного творческого ошеломления, побежал напевать на диктофон партии гитар. В это время по телевизору шёл документальный фильм о штрафниках. Он состоял из интервью выживших в сталинградской бойне, и я лихорадочно записывал осколки их фраз. Потом всё выстроил, как кубики, математически правильно. И увенчал фразой из одной из передач Александра Гордона».
«Песня о большом прожорище» негативно оценивает празднование победы в войне и её помпезное восхваление, как вечную награду и радость навсегда. В обвинение ставится чревоугодие и бесчувственность: «В сердце — вареник, беляш — в голове».
Последняя композиция «На той стороне/ на том берегу» на альбоме интересна не только мелодичностью, но и образами. Цикличность времени показана на примере недели, где каждый день имеет свой цвет и определённую характеристику. Среди них выделяются «белый понедельник — навсегда последний день» и «голубое воскресенье — боевой победный день», где сначала человек вступает в борьбу со своими обязанностями, ленью и на протяжении недели сражается с ними. Воскресенье позволяет набраться сил и возродиться для новой борьбы.
«Реанимация» в жизни и творчестве Летова
В 2005 году выходит альбом «Реанимация» — продолжение предыдущего альбома. Егор Летов полностью уходит в психоделию. На официальном сайте «Гражданской обороны» он пишет, что его образы со временем расширились.
«Хотя параллель сознательно осталась и не скрывается. Это вообще касается того, чем я занимаюсь в самое последнее время. Можно сказать, что я совершил некую петлю во времени, и вернулся лет на 15–20 назад в другом качестве, с новым опытом и другим взглядом».
На обложке альбома изображён коллаж портретов участников группы. Заметно изменение логотипа названия группы — переливающаяся красным и синим цветами надпись «Гражданская оборона».
Первая композиция «Со скоростью мира» показывает динамику движения природного мира. Песня намекает, что человеческие проблемы — ничто по сравнению с живой средой флоры и фауны:
«Никто не говорил, что там будет легко —
На закате дней
Однако звучная луна
Однако лишняя стена
Однако прочно за окном —
Жёлтое лето
Сладкое море
Самое время».
Песня «Крепчаем» отражает яркий пример духа протеста. На черновике Егор Летов делал пометку — «нас бьют — мы крепчаем», которая отсылает к народной поговорке. Песня адресована современному миру. Идёт ярое противостояние:
«В умах, роддомах и домах идёт беззвучная война
А по ночам гуляют улицы, смыкают свою сеть
Кто не боится помирать, тот и не сможет помереть»
Исполнитель категорически отвергает мировоззрение врага:
«В их понимании
В их разумении
<…>
В их изложении
В их прогибании <…>».
Припев отсылает к афоризму Фридриха Ницше — «Что не убивает меня, то делает меня сильнее» из книги «Сумерки идолов».
В композиции «Они наблюдают» представлена ужасная картина — за лирическим героем следят потусторонние существа, которые вышли извне. Эти персонажи стоят над человеком и наблюдают, как термиты пожирают его тело. Егор Летов писал на официальном сайте «Гражданская оборона»:
«<…>Те, кто ОНИ НАБЛЮДАЮТ, с ними лучше вообще не встречаться и ничего о них не знать<…>».
Песня «Собаки» написана во время блока новостей, где сообщалось о войне в Ираке, как утверждает Егор Летов.
«Происходящее было настолько символично, многозначно, что песня возникла мгновенно. Ключевой фразой явилась всплывшая в памяти цитата из „Песни Бытия“ Теда Хьюза:
„… Но кулаков не стало.
Но рук не стало.
Но ног не стало, чуть он пошатнулся.
Пришёл запоздалый ответ —
Собаки рвали его на части:
Он был
Картонным зайцем на игровом поле,
А жизнью владели собаки“».
Символично, что в мусульманской традиции обозвать человека собакой считалось оскорблением, так как собака в исламе считается «нечистым» животным. Первый куплет показывает разрушенный в ходе боевых действий город, а в припеве — подъём морального духа непобеждённой страны.
Следующая песня «Беспонтовый пирожок» по праву считается народной, так как показывает сущность русской жизни. Вот что писал Егор Летов о её создании:
«Песня представляет собой „подслушанные“ сентенции и всяческие правды-матки как от нас самих, так и от нашего окружения, персонала: шофёров, звукооператоров, работников гостиничного сервиса. По идее песня могла быть бесконечной, поэтому и окончательного текста её нет. Про сумку образ мой в измёненном состоянии сознания. В глобальном смысле песня абсолютно народная».
В песне «Небо как кофе» прослеживаются философские ноты осмысления человеческой жизни на земле и побывавших людей на той стороне загробной жизни.
«Чем дальше я, в принципе, живу и смотрю вокруг себя, тем больше понимаю, что личность человека <…> не просто не значит ничего, а об этом даже думать не стоит, я считаю. Происходят определённые эволюционные процессы. Эволюция к человеку не имеет никакого отношения. И вообще, всё, что происходит, до такой степени непонятно и невнятно, что об этом рассуждать можно, только — я не знаю — если очень глубоко и сильно умереть. <…> Я по сей причине, собственно, и интервью перестал давать, и с людьми общаться, потому что не о чем говорить. Бессмысленно. Для того чтобы говорить о каких-то вещах, нужно находиться где-то уже там. Либо просто видеть сразу огромное количество всяких вещей, которые происходят одновременно, и, исходя из этого, делать какие-то выводы».
Действительно, если существует загробный мир, то люди, возвратившиеся к нам на землю, могли бы поделиться опытом, полученным в потусторонней жизни. Однако «ведь никто не возвратился оттуда, чтоб унять наш коренной вопросительный страх».
Песня «Нас много» наполнена массой разнообразных образов, через которые проходит лирический герой, находясь во всех местах и состояниях одновременно. Исполнитель хочет донести до слушателей мысль, что в нём уживаются и сосуществуют многочисленные, абсолютно противоположные точки зрения. В одном из интервью Егор Летов рассказывал, что у него в 16 лет происходили моменты озарения. Он буквально находился в своём метафизическом внутреннем мире.
«Это сопровождалось время от времени чудовищными упадками духа и попытками всё это разрушить, вернуться <…> в первоначальное какое-то состояние. И когда я реально дошёл до этого состояния, со мной случилась очень странная вещь. Я однажды посмотрел на себя несколько со стороны. И понял, что я — это огромное количество очень конкретных частных представлений о том, как оно всё есть. Они выглядят как ворох грязного тряпья, какой-то одежды, каких-то салфеток, разноцветные тряпочки, разноцветные стёклышки. <…> У меня открылся внутри душераздирающий глобальный поток. Впечатление было такое, что я стал не личностью, а стал всем миром. И сквозь меня, сквозь то, что я представлял, как живой человек во времени <…> пытается прорваться со страшным напряжением весь мир. Огромный поток, а я его торможу. Меня разрывало на части. <…> Я одновременно видел это все. И видел в этом всём не просто закономерность, а глобальную какую-то картинку. И было совершенно явственно, что именно так всё и должно быть. <…> Не знаю, у меня нет слов для этого. <…> Время остановилось. <…> Оно сжималось, сжималось, в некий момент почти остановилось. <…> Я понимал всё. Я шёл — и был какой-то частью всего в целом. И одновременно был каждой частью, на что я обращал внимание. Потом это прекратилось, но очень долго во мне оставалось».
Следующая песня «Любо» более проста. Представлена военная обстановка, в которой советский солдат получает ранение от повреждённого в бою танка. Вот как объяснял Егор Летов её появление в альбоме:
«Песня странным образом описала то, что окружает и преследует нашу группу со стороны общественности чуть ли не с самого рождения. Это своего рода идеальный манифест на данную тему».
Одноимённая песня с альбома «Реанимация» является самой мрачной в творчестве «Гражданской обороны» нулевых. Как уже было сказано в начале статьи, Егор Летов страдал алкоголизмом и частенько попадал в реанимационный отдел. Это характеризует строчка из другой песни — «Рок-н-ролльные запои неоплаченной цены». Именно в больничной атмосфере и родилась песня «Реанимация».
«Я лежал под капельницей в одноимённом учреждении, а вокруг меня время от времени тривиально умирали люди. А я спешно записывал в блокнот обрывки их предсмертных бредовых речей — самую чудовищную, неистовую, невероятную поэзию, с которой мне довелось сталкиваться в этой жизни. Одних выносили, других заносили — а я записывал. В таком мглистом сумраке палаты. <…> Был там один солдат, он перед смертью говорил нечто сродни великой поэзии: про раненых собак, про командира, про светящиеся тополя с пухом, которые летят до горизонта, про лошадок… Я сидел и записывал, что успевал. <…> Это было ощущение, что я как будто находился где-то… Так оно и вышло, что две самые страшные песни у меня в этом цикле — заглавные: „Реанимация“ и „Долгая счастливая жизнь“».
Все образы являются предсмертным бредом солдата. «Бледные просветы — посреди ветвей» — блёклая белая пустота, которую видит человек, когда умирает, именно это и зовётся реанимацией. «Где-то краем уха — духовой оркестр» — похоронный марш, который раздаётся внезапно посреди раскалённого солнцем парка.
В песне «Коса цивилизаций» лирический герой постепенно исчезает, становится иллюзорным, но не умирает:
Можно предположить, что коса гуляет по цивилизации, но никого не может срубить. Егор Летов утверждал:
«Что касается цивилизации, то никакого прогресса нет. Есть не просто регресс, а такой предсмертный хрип. Мы присутствуем при последних её днях. Она умирает и это очевидно!».
Сама песня, по словам поэта, возникла под впечатлением и вдохновением одной из передач Александра Гордона.
В композиции «Солнце неспящих» лирический герой открывает для себя суть бытия и новое солнце. Это свет, который пришёл к нему вместе с озарением:
«Что-то во мне настало
Возникло схватило поймало
Во мне проснулось очнулось забилось
Ко мне пробилось».
На фоне этого просветления лирический герой обновляется и встречает каких-то существ, с которыми, по словам автора, лучше не расставаться.
Песня «Убивать», которая в раннем варианте называлась «Теория катастроф», показывает состояние человека и посвящена глобальным природным стихиям. В жизни бывают такие ситуации, после осознания которых человеку трудно продолжать жить. Поэтому и приходят в голову подобные мысли рефлексии:
«Роемся в текущем
Думаем, что всё могло быть лучше
<…>
Бредим в настоящем
Знаем, что вчера всё было баще».
Существует гипотеза, что человек большую часть жизни находится в бессознательном состоянии, так как мозг не способен работать на 100%. Он постоянно пребывает в состоянии лени и сна:
«Собираем по осколкам, выделяем стихи
Разбредаемся по полкам, выключаемся стихийно
Продолжая увлечённо и решительно спать».
Поэтому исполнитель приказывает: «Переключить на чёрно-белый режим и убивать!». То есть уничтожать апатию, присущую человеку в силу природы. Самого лирического героя охватывает то же чувство бессознательности:
«Сплю в кленовой роще
Верю, что всего должно быть больше
Измеряя в глубину добровольные могилы
Подавляю седину, экономлю свои силы».
Однако он старается бороться с этим чувством, переходит в состояние огненной ярости. «Смертельно ненавидеть эти праздничные даты».
Вторая часть песни представляет собой водоворот мыслей и звуков. В ней использованы фрагменты переписки Нестора Махно и Петра Аршинова, которые сочетаются с текстами ранней поэзии Егора Летова. Получается такая незамысловатая бесконечная картинка душевного состояния.
Последняя песня на альбоме «Реанимация» — «После нас» — рисует радужную картину разнообразных образов:
«Голубые города
Вороная борода
Отдалённый мерцающий бог
Будут пыльные глаза
И цветные голоса».
Это пространство является своеобразной утопией, которую создаёт Егор Летов. Однако общественность уже не так воспринимает лидера «Гражданской обороны» как раньше. Оттого и такая метафора, что поэта «поймали на волшебный крючок». Однако, спустя время творчество остаётся и постепенно принимается обществом.
В заключение хочется отметить, что дилогия «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация» внесла множество новых образов в творчество группы «Гражданская оборона». Всё сказанное Егором Летовым в этих альбомах отражает его отношение к окружающему миру и опыт, пережитый в 2000‑х годах. Однако всю мудрость существования он вложит в последний альбом «Зачем снятся сны?» (2007). Сам исполнитель утверждает, что песни, которые он создаёт, схожи с его начальным творчеством и тогдашним мировоззрением, но высказаны уже под иным ракурсом.
От предыдущих поколений, например, мое поколение (рождённые в 80-е) получили запоминающийся упрёк: "Всё у тебя не как у людей".
О чем песня "Все как у людей" Егора Летова?
Гражданская оборона "Все как у людей", в чем смысл текста?
Рассмотреть ее можно в трёх проекциях: ее место в альбоме, ее место в истории развития русского рока и ее место в философии автора.
"Всё как у людей" завершает альбом Гражданской обороны 89-го года "Здорово и вечно", в концепции альбома она подытоживает его как высказывание. Мне довелось на нескольких разных сайтах прочитать, что, по воспоминаниям Летова, песню пришлось покромсать и укоротить, отрезав музыкальную концовку, которая писалась, чтобы нагнетать и утяжелять атмосферу альбома, доведя чувство потерянности и безысходности до максимума. Сам альбом выражает характерное для конца 80-х, да и для ГО в целом, ощущение безнадежности и обречённости.
Русскому року характерен упор на текстовую составляющую, иносказательность – в годы цензуры тексты были построены на метафорах, запутаны, как шифровки, и до сих пор актуальны споры о "расшифровке" песен. Лирика русского рока близка к постмодерну с его отсылками к культурным явлениям и известным произведениям, наполнена дополнительными связями между ними, и, разумеется, в ней отразились характерные черты эпохи.
К этому времени подошло к концу десятилетие Афганской войны. Военная обязанность в СССР, с одной стороны, считалась почетной обязанностью гражданина, а с другой – в конце 80-х была в глубоком кризисе. Десятилетие войны не стало радостью для советских мужчин, никто не хотел пополнять солдатские братские могилы, а в народе остались полублатные песни о смерти и "Афгане". Для меня отличным кусочком паззла про то время является, например, факт, что Виктор Цой полежал в психбольнице лишь бы не отправиться в армию, или тот, что Вячеслав Бутусов написал "Шар цвета хаки", потому что панически боялся, что его призовут. Но кризис охватывал все области жизни. Михаил Горбачев, который в свои 50 лет считался молодым генсеком, остался в памяти как синоним перестройки (экономики, политики, образа жизни), в которую многое обещалось и принималось, но ничего не улучшилось. И даже на перестройку по-прежнему разрабатывался план. Сейчас про неё помнят или пересказывают(и я перескажу, мне было пять лет) основные факты: товарный дефицит, очереди, сокращения на работе, чувство неопределенности и желание перемен, а ещё многие говорят о накопившейся усталости и разочаровании. Впереди были циничные 90-е. Народ в среднем носил долго одну и ту же одежду – мало было нового и все по-прежнему были одеты одинаково, лёгкая промышленность тоже доживала своё, а паспорт носили не в портмоне.
Курили многие. Курение было привычной частью жизни и для некоторых людей – одной из простых радостей. Образ курильщика в народном сознании, скорее, был положительным. Он сформировался ещё в военные годы – солдаты с самокрутками, он отразился в кинематографе 60-х(сигареты "Друг" в "Берегись автомобиля", например), он попал и в песни 80-х.
От предыдущих поколений, например, мое поколение (рождённые в 80-е) получили запоминающийся упрёк: "Всё у тебя не как у людей".
Повторяет его до сих пор то самое поколение ровесников Егора Летова, которое прямо в 80-х и страдало от этого "как у людей", постоянно сравнивая себя с неким коллективным единством, но позитивный образ коллективного единства к тому времени уже разложился (на плесень и на липовый мёд, ага).
Навязшая в зубах оглядка на других – одна сторона рефрена "Все как у людей". Скорее даже, это обратная сторона. А другая сторона, прямая, – это то, что всё перечисленное в тексте едино для всех, всё одинаково плохо у всех, это горькое сожаление о том, что всё обстоит так, как и полагается, а полагается, чтобы было "как у людей". Эти две мысли зацикливаются друг на друге, порождая тот самый эффект беспросветности.
Рассмотреть текст в контексте философской мысли Летова одновременно и сложно и наглядно. Чем больше рассматриваешь, тем больше видно. Исследователи находят его творчество сложной семиотической системой, а сам он себя называл прежде всего поэтом, а не музыкантом, следовательно, играм со словами уделял большое внимание и, вероятно, выстраивал тексты намеренно, а не интуитивно.
Лирика Егора Летова тяготеет к экзистенциальным намёкам, а сочетание не связанных друг с другом четкой логической связью понятий и фраз, перечисление контрастных образов создаёт поэзию абсурда.
Как и русскому року в целом, ей характерна система недомолвок, за которыми спрятаны образы, понятные нам в той или иной степени: это или лозунги советского времени, или крылатые фразы, или знакомые бытовые картины, все это вшито в наше культурное поле, и потому кажется знакомым или близко к тому. Кажется, что вот-вот ухватишь суть, сможешь объяснить смысл песни стройными описаниями, но нет – в основном, песня будет понятна на эмоциональном уровне.
"Все слои размокли, все слова истлели" – читала где-то, что первая строчка стала отсылкой к произведению Даниила Андреева "Роза мира" – религиозно-философскому роману с претензией на метаисторичность(цит ата: "дать понять, каким образом в ней, трактующей об иноприродном, в то же время таится ключ и от текущих процессов истории, и от судьбы каждого из нас, — вот задача настоящей книги."), в нем используется образ многослойности мира. Во второй отчётливо читается ассоциация со знакомой каждому советскому школьнику фразой "Из искры возгорится пламя", ставшая эпиграфом газеты "Искра" на заре деятельности будущих большевиков.
Таким образом, пласт советской истории (предположительно, в теле истории вообще) сравнивается с костром, от которого осталось пепелище, а Егор Летов тянет через текст меткие и узнаваемые образы, соединяет финальную песню с заглавной("Здорово и вечно", сшивая тему перестройки в них), а заодно "хоронит" эпоху: "Вот и все, что было, не было и нету".
Каждый слушатель ответит по-своему, но самым объективным объяснением этого феномена будет то, что даже по прошествии нескольких десятилетий после написания песен этим исполнителем, актуальность текстов некоторых отдельно взятых произведений и даже целых альбомов не то что не теряется — зашкаливает.
Егор Летов песни, смысл
Каждый слушатель ответит по-своему, но самым объективным объяснением этого феномена будет то, что даже по прошествии нескольких десятилетий после написания песен этим исполнителем, актуальность текстов некоторых отдельно взятых произведений и даже целых альбомов не то что не теряется — зашкаливает.
Повествование Летова в поэтической форме, как никогда ярко и точно отображает реалии стран, в которых он жил и творил. По сей день его творчество находит своих слушателей, даже среди представителей нового поколения. Это аргументируется выходом трибьютного альбома к 55-летию Егора, который собрал больше полутора миллионов прослушиваний только в социальной сети «ВКонтакте».
Протестная ось Летова — именно об этом состоянии, происходящем оттуда же, откуда берутся и творчество, и всякое движение вперёд, и всё, что чего-либо стоит, и что Летов иногда в интервью называл “праздником”. Один сплошной парад победы, вселенская большая любовь. То, как оно должно быть.
В чем смысл песен Егора Летова? Почему это считается каким-то протестом, почему он «убил весну в подвале»?
“Я человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной победы безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки на встречу надвигающемуся на него поезду.”
Протестная ось Летова — именно об этом состоянии, происходящем оттуда же, откуда берутся и творчество, и всякое движение вперёд, и всё, что чего-либо стоит, и что Летов иногда в интервью называл “праздником”. Один сплошной парад победы, вселенская большая любовь. То, как оно должно быть.
Этот протест даже не против, а просто через. Против — подразумевает большую озабоченность объектом сопротивления, а этот объект у Летова был довольно условным даже в самые политизированные его годы. Когда все остальные занимались обычной социальной критикой, Летов говорил о роке как о религиозном действии и шаманизме, а о настоящем искусстве — как о чём-то изначально нечеловеческом:
Значит, на огонь
Значит, ураган
Значит, напролом
Значит, насовсем
Значит, как всегда —
В пламени брода нет
Так что это протест настоящего через ненастоящее, природы через неприроду, отсекновение всего остального на уровне системы координат. И приходящий в итоге к самому простому — “Кто бы что ни сделал, кем бы кто не стал — Никто не проиграл.”
ВНИМАНИЕ!
Проект “РОК-ПЕСНИ: толкование” переезжает на новый сайт: http://www. kursivom. ru/
Туда уже перенесён раздел группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.
Теперь все обновления будут происходить по этому адресу.
Как листовка смысл песни
Рок-толкование песен группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: Песни по алфавиту |
/С. Курий/
ВНИМАНИЕ! Рок-толкование песен группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: Песни по алфавиту Скачать большой архив песен Е. Летова и ГО (780 кб) с правильными аккордами можно здесь >>>
Смысл песни "Все как у людей" от Гражданской ОбороныДавайте поговорим про смысл песни “Всё как у людей” от группы Гражданская оборона. Немало песен, написанных “Гражданской обороной”, повествуют о злободневных проблемах, знакомых многим в нашей стране. Таковыми “всадниками Апокалипсиса” в России и других странах являются бедность, нищета и беспросветное будущее. Именно эти социальные проблемы легли в основу обозреваемого нами сегодня произведения легендарного отечественного коллектива “Гражданская оборона”. Кстати, текст песни Всё как у людей от Егора Летова, Вы всегда можете найти на сайте румедиа. су. Смысл песни “Все как у людей” от Гражданской Обороны В припеве песни словосочетание “Все как у людей” используется с ироничным посылом. Эту фразу часто используют, чтобы обозначить более-менее сносный уровень жизни, финансового благосостояния. Когда говорят: “Хочу, чтобы у нас было все как у людей” — обычно имеется в виду наличие жилья, автомобиля, или определенного уровня успеха в каком-либо собственном понимании. Однако с первых строк лирический герой Егора Летова рассказывает о том, что ситуация не так уж благополучна, как этого хотелось. Все, что было, оказалось утраченным. В принципе, ничего-то особого у рассказчика (или тех, о ком он поет), и не было. Но даже последнее теперь потеряно безвозвратно. Все, что когда-то было сказано, исчезло. Затем, в следующем куплете, о бедности и нищете говорится уже прямым текстом. Ботинки рассказчика стоптаны; жизнь не останавливается, его годы идут. Но ничего хорошего или радостного ему узнать не довелось. Ведь в “стираных карманах” (намек на старые застиранные брюки, которые тоже лучше бы обновить) — всего лишь документы и пальцы. А что значит наличие этих “паспортов и пальцев”? Речь идет, в первую очередь, об отсутствии денег. У рассказчика нет ничего своего. За всю жизнь он ничего не нажил, отчего и горюет теперь. И здесь есть из-за чего печалиться. Интересно то, что и в будущем рассказчик не видит ничего хорошего. И в этом — далеко не его вина. Очевидно, что песня повествует о проблеме нищеты и бесперспективности на постсоветском пространстве. Многие люди на самом деле едва сводят концы с концами. И с годами это не меняется. Нищета была в прошлом, есть сейчас и вряд ли она исчезнет в будущем. “Новые декреты”, “здорово и вечно” — вот как об этом говорится в песне. Возможно, именно ее злободневность и послужила основанием для востребованности среди слушателей. Ведь многие не видят выхода из сложившейся финансовой ситуации, когда бедность передается из поколения в поколение, словно горестное наследство. Этот протест даже не против, а просто через. Против — подразумевает большую озабоченность объектом сопротивления, а этот объект у Летова был довольно условным даже в самые политизированные его годы. Когда все остальные занимались обычной социальной критикой, Летов говорил о роке как о религиозном действии и шаманизме, а о настоящем искусстве — как о чём-то изначально нечеловеческом: Sirena-p. ru Протестная ось Летова — именно об этом состоянии, происходящем оттуда же, откуда берутся и творчество, и всякое движение вперёд, и всё, что чего-либо стоит, и что Летов иногда в интервью называл “праздником”. Один сплошной парад победы, вселенская большая любовь. То, как оно должно быть.. |